Что такое слава божья. Слава Господня – это характер Бога

Что такое слава божья. Слава Господня – это характер Бога

Быт 49:6 в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;

Исх 15:2 Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.

Исх 16:10 И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.

Исх 24:16 и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака.

Исх 33:22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;

Исх 40:34 И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию;

Исх 40:35 и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию.

Лев 9:6 И сказал Моисей: вот что повелел Господь сделать, и явится вам слава Господня.

Лев 9:23 И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу:

Чис 14:10 И сказало все общество: побить их камнями! Но слава Господня явилась [в облаке] в скинии собрания всем сынам Израилевым.

Чис 16:19 И собрал против них Корей все общество ко входу скинии собрания. И явилась слава Господня всему обществу.

Чис 16:42 И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня.

Чис 20:6 И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня.

Нав 6:26 И Господь был с Иисусом, и слава его носилась по всей земле.

Суд 4:9 Она сказала [ему]: пойти пойду с тобою; только [знай, что] не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару. И встала Девора и пошла с Вараком в Кедес.

1Цар 4:21 И назвала младенца: Ихавод, сказав: «отошла слава от Израиля» – со взятием ковчега Божия и [со смертью] свекра ее и мужа ее.

1Цар 4:22 Она сказала: отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий.

3Цар 8:11 и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.

1Пар 16:27 Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте [святом] Его.

1Пар 29:11 Твое, Господи, величие, и могущество, и слава , и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.

1Пар 29:12 И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все.

2Пар 5:14 и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий.

2Пар 7:1 Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом.

2Пар 7:2 И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень.

2Пар 7:3 И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Есф 9:4 Ибо велик был Мардохей в доме у царя, и слава о нем ходила по всем областям, так как сей человек, Мардохей, поднимался выше и выше.

Иов 29:20 слава моя не стареет, лук мой крепок в руке моей.

Пс 3:4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

Пс 4:3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Пс 8:2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

Пс 20:6 Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.

Пс 44:14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом;

Пс 48:17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:

Пс 48:18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;

Пс 56:6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

Пс 56:9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.

Пс 56:12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

Пс 61:8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.

Пс 84:10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!

Пс 89:16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;

Пс 95:6 Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его.

Пс 103:31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

Пс 107:6 Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя,

Пс 110:3 Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает вовек.

Пс 112:4 Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.

Пс 137:5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

Пс 148:13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.

Притч 3:16 Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава ; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;]

Притч 8:18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;

Притч 17:6 Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного – ни обола.]

Притч 19:11 Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.

Притч 20:29 Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина.

Притч 22:1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Притч 22:4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

Притч 25:2 Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследывать дело.

Притч 25:27 Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава .

Притч 28:12 Когда торжествуют праведники, великая слава , но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.

Ис 5:14 За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их.

Ис 11:10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава .

Ис 17:4 И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим.

Ис 21:16 Ибо так сказал мне Господь: еще год, равный году наемничьему, и вся слава Кидарова исчезнет,

Ис 22:24 И будет висеть на нем вся слава дома отца его, детей и внуков, всей домашней утвари до последних музыкальных орудий.

Ис 24:16 От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному!» И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски.

Ис 24:23 И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава .

Ис 35:2 великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего.

Ис 40:5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.

Ис 58:8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

Ис 60:1 Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

Ис 60:2 Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.

Ис 60:13 Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

Иер 51:41 Как взят Сесах, и завоевана слава всей земли! Как сделался Вавилон ужасом между народами!

Иез 3:12 И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: «благословенна слава Господа от места своего!»

Иез 3:23 И встал я, и вышел в поле; и вот, там стояла слава Господня, как слава , которую видел я при реке Ховаре; и пал я на лице свое.

Иез 8:4 И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле.

Иез 9:3 И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца.

Иез 10:4 И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа.

Иез 10:18 И отошла слава Господня от порога дома и стала над Херувимами.

Иез 10:19 И подняли Херувимы крылья свои, и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава

Иез 11:22 Тогда Херувимы подняли крылья свои, и колеса подле них; и слава Бога Израилева вверху над ними.

Иез 11:23 И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города.

Иез 16:14 И пронеслась по народам слава твоя ради красоты твоей, потому что она была вполне совершенна при том великолепном наряде, который Я возложил на тебя, говорит Господь Бог.

Иез 43:2 И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его – как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его.

Иез 43:4 И слава Господа вошла в храм путем ворот, обращенных лицом к востоку.

Иез 43:5 И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм.

Иез 44:4 Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое.

Дан 7:14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

Ос 9:11 У Ефремлян, как птица улетит слава [чадородия]: ни рождения, ни беременности, ни зачатия [не будет].

Агг 2:9 Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф.

Мф 6:13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Лк 2:9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

Лк 2:14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Лк 19:38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

Ин 8:54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

Рим 2:10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

2Тим 4:18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

Евр 13:21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

1Пет 1:24 Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал;

1Пет 4:11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава

1Пет 5:11 Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

2Пет 3:18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

Иуд 1:25 Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

Откр 1:6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

Откр 5:13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.

Откр 7:12 говоря: аминь! благословение и слава , и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

Откр 19:1 После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава , и честь и сила Господу нашему!

Откр 21:23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.

Швецов П. Б.

Часто можно услышать следующие утверждения с кафедры, что самая важная цель христианина - это евангелизация, спасение душ заблудших грешников.
Безусловно, спасение потерянных душ одна из важнейших задач каждого христианина. Сам Господь Иисус Христос пролил Свою кровь, чтобы искупить грехи людей. В Великом поручении Иисуса Христа есть прямое повеление идти и проповедовать Евангелие всем народам, крестя и научая их.
Спасение заблудших это очень трудная, но благословенная миссия, потому что Сам Бог, хочет «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» - 1 Тим. 2:4. Христос так описывал цель Своего прихода на землю: «Я пришел взыскать и спасти погибшее» - Лк. 19:10.
Как ценно спасение каждой души, но количество спасенных не является главной причиной того, почему Бог спасает людей и позволяет им еще оставаться здесь на земле. В конечном счете, есть только одна причина, почему христианин здесь. Это прославление Бога: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» - 1 Пет.2:9.
И евангелизация в таком случае является одним из способов для прославления Бога. Он использует христиан в качестве канала для достижения других мужчин и женщин, которые еще не слышали о Христе.
Основная и главная цель сотворения всего, что есть во Вселенной - это слава Божья: «Каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» - Ис. 43:7.
Может ли быть что-то другое для человека высшим приоритетом жизни, чем слава Божья? Божья слава является той причиной, почему человек здесь, на земле. Христианин должен быть более всего озабочен Божьей славой, чем чем-то другим. Если христианин не понимает этого, то он отбрасывает фундаментальную составляющую своей жизни. Божья цель будет правильно осуществляться лишь тогда, когда она правильно определена.
Что больше всего интересовало и заботило Господа Ииуса? Какое Его желание было самым сильным? В Ин. 17:1 Господь Иисус сказал: «Отче! пришел час». Он говорит о времени, когда гнев Божий будет изливаться на Него на кресте. На следующий день Ему нужно будет идти на крест, чтобы умереть вместо грешников. Почему Христос идет на крест? Очевидно, он пошел на крест, чтобы спасти грешников. Библия говорит так (1 Тим. 1:15). Но это не единственная причина, почему Христос пошел на крест.
Главной причиной Его смерти на кресте было прославление Бога: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17:1). Христа больше всего волновало прославление Бога, чем что-либо еще. Одной из главных причин, почему Христос умер на кресте было спасение грешников, но главная причина заключалось в том, чтобы прославить Своего Отца.
Что является главным приоритетом для Бога? Спасение души или Его слава? На основании ответа на этот вопрос и будет определяться дальнейшее богословие христианина. Джон Мак-Артур пишет:
Хотя наше Божественное наследие во Христе является чудесным, удивительным и гарантированным обещанием от Господа, само по себе оно не служит главной целью нашего спасения. Наше спасение и все обетования, благословения и привилегии, которые мы получаем в результате спасения, прежде всего даруются нам для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
Мы получаем спасение и благословение не для своей личной славы, но для Божьей (ср. Ис. 43:20-21). Возвышая себя, мы лишаем славы Бога, а она принадлежит только Ему. Он спас нас для того, чтобы мы служили Ему и восхваляли в славословии Его одного. Мы получили спасение для того, чтобы возвратиться к первоначальной цели творения - быть образом Божиим, воздавая Богу великое славословие. Эта задача получит полную реализацию, когда придет тот славный день и мы, как верующие, примем полную славу и искупление, став совершенным Божьим уделом41.
Утверждение, что главной целью Бога является спасение человека ошибочно. Это ставит человека, а не Бога, в центр богословия. Главная цель всего, что Бог делает это Его слава! Спасение души это всего лишь один из способов, с помощью которых Бог прославляется.
Если главной задачей является спасение грешника, то этот подход ставит человека в центр служения и жизни. Если же главной задачей является слава Божия, то вся жизнь будет акцентироваться на Боге, Он будет в центре. Неспособность видеть славу Божию как главную цель жизни христианина породила множество серьезных проблем в самой же евангелизации в наши дни.
Когда церковь заменяет Господа и Его труд программами, мероприятиями, церемониями и человеческими постановлениями, то она представляет собой духовный труп, несмотря на внешнее проявление жизнеспособности. В ней отсутствует духовная жизнь, потому что в ней нет Бога. Она становится как Ихавод, потому что отошла от нее слава Господня (см. 1 Цар. 4:21). Когда в церкви отступает любовь, а ее наводняет аморальность, пустые ритуалы и самодовольство, то, в результате, происходит духовное умирание. Господь ободрил немногих верующих в Сардисе, которые «не осквернили одежд своих», обещая, что наступит день, когда они будут с Ним ходить в белых одеждах в царстве Его (Отк. 3:4-5). Эта группка верных христиан сохранила церковь в целом, чтобы ее светильник не был сдвинут и она не была предана забвению.

Церковь должна в первую очередь стать центром назидания и возрастания верующих в познании Господа. Основное внимание в Новом Завете уделено не тому, чтобы христиане приводили грешников к Евангелию (обычно думают, что задача верующего привести человека в дом молитвы или на евангилизацию), а к тому, чтобы христиане несли Евангелие к грешникам.
В Мар. 16:15 не говорится «идите по всему миру и приглашайте людей прийти в дом молитвы». Однако в тех случаях, когда грешник увидит церковь, как центр назидания, общения в духе любви и единства, то поклониться Богу и признает, что истинно Бог на этом месте (см. 1 Кор. 14:24-25).
Миссионер, который несет служение во славу Божию, будет верным и стойким, как апостол Павел, несмотря на невзгоды и трудности, даже если он не будет видеть результатов своего труда. Потому что фундаментом его жизни и служения станет не человек, а Бог, и все будет делаться в Его славу.
Цель этой главы не в том, чтобы снять с христиан ответственность проповедовать Евангелие всей твари. Это необходимая обязанность каждого верующего (1 Кор. 9:16). А в напоминании и указании на высший приоритет жизни христианина - это слава Божья, прославление Его.
Когда христианин ясно увидит цель служения и жизни в прославлении Бога, то он никогда не будет слабым в проповеди Евангелия, а будет иметь дерзновение и силу проповедовать его на любом месте, будь это семья, дом или работа. И пропадет нужда в придумывании различного рода евангелизационных проектов и программ. Познавший так Бога, Его славу будет естественным образом прославлять Его на любом месте (2 Кор. 2:14-16).
Современная церковь нуждается в том, чтобы центральное место заняла слава Божия, и это касается всех сфер жизни: работа, дом, учеба и т.д.
Часто в центре евангелизации или прославления стоит человек, Бог становится средством для достижения других целей, будь то благосостояние, здоровье или что-то другое.
Бог предлагается людям как своего рода продукт широкого потребления. Многие сферы жизни оказываются незатронутые Богом. Вместо того чтобы положить всю жизнь на алтарь служения Богу, человек выбирает в какие сферы впустить Господа а в какие нет.
Человека в евангелизации часто приглашают испробовать продукт, как на презентации в супермаркете - попробовал, не понравилось, не покупай, а не как призыв скорее бежать к всемогущему Спасителю. По сути, часто Благая весть низводится на уровень добрых советов и только.
Если христианин осознает, что слава Божия это не только потрясающее явление Самого Бога, но и откровение Его характера, для того, чтобы познавать Его больше и больше, тогда и другие цели будут исполняться, как то евангелизация, назидание и общение.
Если слава Божья это высший приоритет, высшее желание христианина, то все остальные цели будут кардинально пересмотрены, и методы и средства, с помощью которых они достигаются. Все остальное является просто средством для достижения этой цели.
Нужно стремиться к тому, чтобы не добавлять новую строчку в списке на миссионерском отчете, а к тому, чтобы добавить верующих к Небесному хору, христианин, который будет жить во всех сферах своей жизни в похвалу Славы Его.
Так что же такое прославлять Бога?
Человек, по сути, не может добавить к Божьей славе ничего, потому что Бог уже полностью и безгранично славен. Скорее, прославлять Бога означает приписать славу или признать Его славу, что выражается в поведении, активном действии. Здесь важны скорее не слова, а действия. Признать характер Бога и согласиться с Ним, и жить на основании этого знания - вот что значит прославить Бога. Христианин который только красиво поет гимны на воскресном богослужении, а в остальные дни живет, как грешник, не прославляет Бога, а позорит Его.
Прославление Бога включает в себя не только внешнее эмоциональное проявление, будь то пение или молитва. Это не благочестивое желание видеть только то, как Бог выглядит, во всей Его славе, это не мертвое исполнение ритуалов и обязанностей, а прославление - это познание того, каков Бог есть, это стремление жить так, как жил Иисус Христос, Богочеловек, воплощенная слава Божья.
Не нужно ставить акцент на поиске чудес, откровений и пророчеств. Это не признак духовности. Признак духовности в повседневной жизни во славу Христа.
Стремление жить во славу Божью будет влиять на общий уклад и порядок жизни, в котором будет осуществляться эта цель. Если высший целью станет прославление Бога, то христианин не сможет разделить служение, работу и личную жизнь на изолированные, никак не связанные между собой части. Прославление Бога будет касаться всех сфер жизни.
Как христианин относится к своей семье, как он проводит свободное время, как он тратит деньги, как он общается с другими, как он относится к своему телу, какие у него скрытые помыслы в сердце, все это не может быть отделено от прославления Бога.
Это высшая цель христианина прославлять Бога во всех сферах жизни, а не только в домах молитвы, воспевая гимны и читая стихи.
Писание неоднократно упоминает о славе Божьей, и прославлении Бога. Понятие славы Божьей не является чем-то абстрактным. На самом деле, это очень конкретное понятие и обозначает реальное присутствие Бога, и откровение Его характера.
Поэтому, когда Бог говорит: «Я явлю славу Свою», буквально это имеет значение: «Я проявлю Свое присутствие ощутимо, зримо. Я покажу Свой характер, чтобы вы познали меня, каков Я».
Писание говорит также, что человек не может увидеть славу Божью, во всей ее полноте и остаться при этом живым. Слава Божья, подобно на горе Синай, остается сокрытой в облаке. Не смотря на то, что человек сейчас не может видеть физическое присутствие Бога, явление Его Славы. Важно то, что христианин может познавать Бога, Его характер через откровение Библии и воплощать это познание на практике, в повседневной жизни.
То есть важно не видеть Бога, а знать Его характер и в соответствии с ним жить. По сути это и есть прославление Бога, признание Его славы, признание Его характера. Бог не лишил христиан Своего невидимого присутствия, Он дал им нечто большее чем видимость, Он открыл им Свой характер, Свое Имя, Свою сущность через буквальное воплощение Своей Славы, через Иисуса Христа и Свое Слово - Библию.
Интересно в контексте этого разочарование учеников Иисуса Христа, когда Он говорит им о Своем уходе. Но Сам Господь говорит что «лучше» для учеников если Он пойдет, иначе не придет Дух Утешитель, который незримо может присутствовать с каждым христианином утешать и наставлять его. А Иисус Христос в этом был ограничен. Он был ограничен плотью, поэтому не мог быть со всеми одновременно. Хотя кажется, что присутствие Христа - что может быть несравненно «лучше», когда рядом присутствует Сама воплощенная слава Господня? Но, тем не менее, Он дает обетование о Духе Святом, который невидим.
Можно привести в пример слепого человека, который не видит своего зрячего поводыря, но, тем не менее, доверяет ему, знает его, его характер. И ему не важно, как он выглядит, ему важно то, что он ведет его верно, что он участвует в его жизни.
Что такое слава Божья? Это проявление присутствия Самого Господа и откровение Его характера. Что значит жить во славу Божию, прославлять Бога? Это значит знать характер Бога, осознавать Его каждодневное присутствие и жить в соответствии с этим знанием.

Вопрос: Моисей попросил увидеть славу Господню, но мог увидеть только Его спину (Исх. 33:18-23). Что это значит? Что увидел Моисей?

Отвечает Анхел Мануэль Родригес.

Ответ: Повествование на самом деле интригующее, но вовсе не трудное для понимания. Оно сочетает способность человека видеть и слышать с готовностью Бога быть увиденным и услышанным. Оно - о несомненности Божьего присутствия с Моисеем, а также и с нами. Мы изучим контекст и затем отметим, что слышно и видно.

1. Контекст: Фоном истории является поклонение израильтян золотому тельцу на горе Синай, серьезное нарушение их завета с Богом. В результате этого греха Господь готов оставить Свой народ в пустыне. Благодаря ходатайству Моисея, Бог обещает привести их в землю обетованную посредством присутствия и водительства Своего ангела. Моисей настаивает, чтобы Сам Господь сопровождал их. Наконец, Господь соглашается выполнить эту просьбу. То, что дальше происходит в повествовании, это то, что оказывается желанием Моисея удостовериться в том, что Господь будет сопровождать их на самом деле.

2. Просьба увидеть: В отношении Моисея подчеркивается его желание увидеть. В Библии реальность или творение постигается через глаза. Люди знают о конкретности реальности и о том, что она может быть им доступна и понятна через зрение. Обширное Божье творение открыто человеческому глазу, чтобы наслаждаться и постигать его тайны. В какой-то мере, библейская мудрость основана на этом убеждении, которое включает в себя наблюдение, анализ и выводы из увиденного. Но как быть с видением того, что не является частью творения, а именно, Творца? Не будучи частью творения, Он, по природе, не постижим для невооруженного глаза.

Моисей знает об отличии Бога и выражает свою просьбу осторожно: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18). Человеческий глаз может увидеть Бога только тогда, когда Он Себя делает доступным для этого. Что Моисей особенно хочет увидеть, так это Божью «славу» (kabod, „вес”, „слава”), и Бог отвергает эту просьбу, потому что «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (стих 20). Мы знаем, что Моисей и израильтяне до этого видели славу Божью и не умерли. Это предполагает, что Моисей хочет пережить опыт, выходящий далеко за рамки тех проявлений Божьей славы, сокрытой в облаке Его присутствия. Он хочет увидеть Божью славу непосредственно; увидеть Его в величии, мощи и великолепии Его существа. Кажется, Моисей просит Господа прийти в мир в Своем обличии, потому что это заверит его в том, что Бог на самом деле будет сопровождать народ в их путешествии в Ханаан. Но смертные существа не могут увидеть полноту Безграничного и остаться в живых.

3. Увидеть через слышание: Моисей увидит «благость» Божью не с помощью глаз, а с помощью ушей. Да, Господь спуститься в славе Своего величия, чтобы поговорить с Моисеем и дать ему то, в чем он нуждается, т. е. провозглашение Его имени, Его характера, как Господа Яхве. Проблема греха народа не была бы разрешена посредством ошеломляющего проявления Божьей славы, но через откровение Его характера. Он милосердный и сострадательный Бог (стих 19), Который всегда готов простить «вину, и преступление, и грех» (Исх. 34:7). Вот какой Он! Вот что «увидит» Моисей.

Повествование становится сокровенным, когда Бог просит Моисея стать на горе, возможно, горе Синай, подождать. В нужный момент Бог защитит его от величия Своей славы, сокрыв его «в расселине скалы», покрыв его Своей рукою. Моисей испытает реальность Божьего присутствия, но увидит только «Меня сзади» (Исх. 33:12, 23), а не Божье лицо. Моисей увидел только последствия ослепительного Божьего присутствия после того, как Его невидимая слава прошла мимо. Суть, кажется, ясна: мы можем лучше рассмотреть Божье присутствие после Его спасительного поступка ради нас. Пока же мы можем видеть только Его спину.

Адвентистский мир | Январь 2016

Писание ясно говорит, что каждый истинный последователь Иисуса Христа может видеть и постигать славу Божью. Действительно, наш Господь открывает Свою славу всем, кто просит и прилежно ищет её. Более того, я верю, что откровение Божьей славы будет сопровождать и укреплять Его народ в грядущие бедственные дни. Павел утверждает, что это откровение будет способно «…назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящёнными» (Деян. 20:32).

Вопреки мнению некоторых христиан, слава Божия — это не какое-то физическое проявление. Это не экстатическое чувство, которое захватывает вас. Не является это также родом сверхъестественной ауры или внезапно озаряющего ангельского света. Проще говоря, Божья слава — это откровение Его сущности и характера!

Сам Господь так характеризует Свою славу в Писании. Поэтому, когда мы молимся: «Господи, покажи мне Твою славу», — мы, в действительности, просим: «Отче, открой мне, Кто Ты есть». И если Господь даёт нам откровение Своей славы, то это откровение того, как Он хочет, чтобы мы знали Его.

Переживание Моисеем славы Божьей демонстрирует эту истину. Господь, посылая Моисея для избавления Израиля, не дал ему полного откровения о том, Кто есть Бог Израиля. Он просто сказал ему: «Иди и скажи, что Сущий послал тебя», но не дал никакого объяснения, кто же есть «Сущий».

Я думаю, именно поэтому Моисей возопил: «(Господи)…умоляю Тебя, покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18-англ. перев.). Он был снедаем голодом и жаждой познания Того, Кто этот великий Сущий — узнать Его природу и характер.

И Господь ответил на молитву Моисея. Вначале Он проинструктировал его, чтобы он укрылся в расселине скалы. Однако, когда Моисей ожидал явления славы Божией, он не увидел ни грома, ни молнии, ни землетрясения. Вместо этого, Божья слава пришла к нему в простом откровении:

«И прошёл Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление…» (Исх. 34:6-7).

Бог всегда открывает Свою силу или славу с определённой целью. Итак, что же было здесь Его целью? Определённо, это было не для того, чтобы доставить Моисею минуту наслаждения. И это не было чем-то таким, о чём он мог бы рассказывать потом своим детям и внукам.

Нет — Бог позволил Моисею увидеть Свою славу для того, чтобы он мог быть изменённым благодаря её созерцанию! То же самое является истиной и для нас сегодня. Бог открывает нам Свою славу, чтобы мы, взирая на неё, могли быть преображёнными в Его образ!

Сегодня Иисус Христос является выражением того, Кем является Бог. Когда наш Господь стал плотью, это было полное откровение милосердия, благодати, доброты и готовности Небесного Отца прощать нас. Бог вложил всё, что было присуще Его природе и Его характеру, в Иисуса, и любое откровение Его славы предназначено изменить нас таким образом, чтобы мы выражали Христа!

Апостол Павел хорошо понимал цель и воздействие созерцания славы Божьей. Он видел её, как силу изменять созерцающего эту славу — революционизировать жизнь каждого последователя Христа: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (Кор. 3:18).

Павел говорит нам: «Дав вам однажды это откровение Божьей славы — Его любви, милосердия, благодати, долготерпения и готовности прощать -Святой Дух будет всё более и более открывать ваши очи на эти аспекты Его природы и характера. Вы будете иметь всё возрастающее откровение Бога — таким образом, каким Он хочет, чтобы вы знали Его!»

Затем Павел говорит нам ещё более определённо: «Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство наследия Его для святых» (Еф. 1:17-18).

Возлюбленные, Бог хочет сказать нам: «Моисей постиг Мою славу, а теперь Я хочу, чтобы вы уразумели её. Я хочу Духом Моим открыть вам очи, чтобы показать вам, Кто Я есть. Я не только Бог гнева и суда; Моя сущность -это любовь!»

«Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:17-19).

Павел говорит нам: «Пусть это откровение Божьей славы станет для вас настолько реальным, чтобы вы укоренились и утвердились в нём. Продолжайте искать её, исследовать её, претендовать на неё, делая её частью своей жизни — пока вы не начнёте излучать Христову славу! Пребывая в Слове, ища откровения Его славы, вы будете преображаться — от славы в славу!» «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе…» (ст.21).

Первый и главный результат воздействия славы — это изменение наших взаимоотношений с Господом!

Когда Моисей увидел откровение Божьей славы — то есть, что Он благой, любящий, заботливый, милосердный, прощающий — он сразу же пал на колени и поклонился: «Моисей тотчас пал на землю, и поклонился Богу» (Исх. 34:8).

Откровение сущности Бога потрясло этого человека. Он увидел, как милостив, долготерпелив и любящ Бог к Своим детям — включая непокорных, идолопоклонников и тех, которые огорчали Его. Моисей был так взволнован этим откровением, что выбежал из-за скалы, пал наземь и поклонился!

Важно отметить, что это первое упоминание о поклонении Моисея. До этого откровения Божьей славы мы видим Моисея молящегося и ходатайствующего, умоляющего Бога за Израиль, беседующего с Ним лицом к лицу. Мы слышим его, воспевающего Господу хвалу на берегу Чермного моря после победы над врагом. Мы слышим, как он взывает к Господу у горьких вод Мерры, и мы слышим его отчаянный вопль в Рефидиме, когда народ был готов побить его камнями за то, что не было воды. Но тут впервые мы читаем слова: «Моисей поклонился».

Я верю, что этот один стих много говорит нам о сегодняшней церкви. Он говорит о том, что христианин может прилежно молиться, и всё же это не будет подлинным поклонением. В самом деле, можно быть молитвенным воином и ходатаем, и всё же не являться поклонником Бога. Вы можете умолять за своих неспасённых детей, молиться за нужды целой церкви, быть святым и смирённым, ища Божьего бремени — и, однако, в действительности никогда не поклоняться Ему!

Я не собираюсь добавлять к существующим уже ещё одно определение того, что означает поклонение. Слишком много уже написано книг по разным методам и техническим приёмам поклонения. Но, чтобы быть кратким, я скажу: поклонение -это не то, чему можно научиться! Это непроизвольный всплеск — действие сердца, которое потрясено откровением Божьей славы и Его невероятной любви к нам.

Поклонение — это реакция благодарности, это признание того, что мы давно заслуживаем истребления за свой грех, навлекая полновесный Божий гнев за все наши неудачи и промахи — но, вместо этого, Бог приходит к нам с этим могущественным откровением: «Я всё ещё люблю тебя!»

В этот момент Моисей больше не умолял за грешный Израиль и не просил Бога о руководстве. Он не взывал о чуде избавления, или о силе, или о мудрости. Он восхищался откровением Божьей славы!

Моисей мог поклоняться, даже не будучи исполнен надеждой за Израиля. Он знал, что эти люди решили стать отступниками -что они скрывали золотых идолов, вынесенных ими из Египта. Хотя Моисей и убедил Бога пощадить их после их идолопоклонства золотому тельцу, теперь он, должно быть, думал: «Как я смогу удержать вместе этот народ? Как долго ещё будет Бог мириться с их тайными похотями и ропотом? Когда иссякнет Его терпение?».

Могло показаться, что умоляя об Израиле, Моисей был более сострадателен к этому народу, чем Бог. Но в действительности Бог не намеревался истреблять этот народ, Он уже имел в виду все Свои обетования для них. Нет, это было «испытание милосердия» для Моисея. Господь спрашивал Своего слугу: «Как ты собираешься представить Меня этому народу? Будет ли это мстительный Бог, Который исполнен только судом? Нет — Я милосердный, долготерпеливый, всегда готовый прощать Свой народ!».

Вот в чём состояло откровение! И оно принесло покой сердцу Моисея. Действительно, продолжая поклоняться, он начал претендовать на Божью славу, которую открыл ему Бог, и относить её к себе и к народу: «Божья милость будет сопровождать нас! Он долготерпеливый, и Он будет прощать нас. Какая это слава! Какое утешение, какая надежда!»

Сразу же Моисей начал молиться: «Господи, Ты сказал, что будешь прощать преступления и беззакония тысяч. Вот они, эти тысячи, перед Тобой. Мы все жестоковыйны и нуждаемся в милости. Итак, Господи, даруй нам Твою милость. Прости наши многие грехи!» (см. Исх. 34:9).

Этот отрывок неоспоримо свидетельствует о том, что откровение Божьей славы является составной частью поклонения! Откровение Божьей славы должно быть источником всякого нашего поклонения. Нам следует постоянно претендовать на Его славу, свидетельствуя: «Господи, я знаю, что Ты свят и праведен, и не смотришь сквозь пальцы на грех. Но я также видел Твою славу, и знаю, что Ты не собираешься погубить меня.

Ты не осуждаешь меня, видя мою борьбу. Напротив, Ты показываешь мне, что Ты милосердный, милостивый, мягкосердечный!».

За время моего служения я иногда был подавлен врагами, восставшими против меня. В такие времена я чувствовал на своей спине дисциплинирующую розгу моего Господа. Особенно запомнился мне один период, когда меня со всех сторон подвергали клевете. Другие служители спрашивали меня: «Давид, я слышу о тебе сомнительные вещи, неужели это правда? Являются ли все эти разговоры о тебе исходящими от дьявола, или же это Бог пытается говорить к тебе?».

Уже сам вопрос оскорблял меня! Спустя некоторое время я стал совершенно подавленным из-за вызванных всем этим эмоциональных страданий. Это непрекращающееся сражение физически истощило меня. В одно время я едва мог заставить себя идти в церковь проповедовать.

Однажды утром моя жена буквально должна была поднимать меня из кресла в моём кабинете. На полпути в церковь я сказал ей, что дальше я так не могу. Я был не в состоянии встречаться больше ни с одним человеком, сомневающимся в искренности моего служения. В конце концов, я возопил: «Господи, что я сделал, чтобы заслужить это? В чём мой грех?».

Тогда Бог указал мне на молитву Иеремии: «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоём, чтобы не умалить меня» (Иер. 10-24).

Эти слова Иеремии стали моей ежедневной молитвой на протяжении этого сурового времени испытания: «Господи, наказывай меня и суди, если нужно, но пожалуйста — не делай это во гневе! Если я услышу ещё одно гневное слово, это убьёт меня. Пожалуйста, не повергай меня во прах, Господи, я достаточно унижен!».

Когда бы я ни молился так, Господь всегда отвечал мне: «Давид, если Я решил исправить тебя, то это потому, что Я люблю тебя. Это испытание нисколько не является Моим судом. Я милосерд, благ, любящ и долготерпелив по отношению к тебе. Стой же спокойно и созерцай Мою славу!». Это познание Его славы переносило меня в место абсолютного покоя. Бог защитил меня со всех сторон.

Возлюбленные, имея это откровение Божьей славы, вы никогда больше не будете бояться, что Он будет наказывать вас во гневе. Его розга находится в нежной, любящей руке. Он будет дисциплинировать нас, но только с милостивым состраданием. Он никогда не ранит и не отвергнет нас. Не должно ли это расплавить наши сердца пред Ним в поклонении, как это было с Моисеем?

Более того, Бог открывает Свою славу во Христе так, что нам захочется претендовать на неё! Это наше законное право, и она и предназначена-то для того, чтобы быть востребованной. Когда Павел говорит: «Не отвергаю благодати Божией…» (Гал. 2:21), он имеет в виду: «Я не буду уничижать Божье предложение милости, отвергая её!».

Те, кто истинно поклоняются Богу, претендуют на благословение Его обетований. Они видят славу Его любви во Христе -и они держатся за эту славу, чтобы исцелять и утверждать свои встревоженные души!

Второй эффект созерцания славы Божьей — преображение лица!

«И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице своё, доколе не входил говорить с Ним» (Исх. 34:35).

Лицо человека -это внешнее выражение того, что в его сердце, и лицо Моисея здесь просто отражало славу Божию в его душе!

До этого Моисей уже был в уединении с Господом в течение сорока дней и ночей, но лицо его не изменилось. В тот раз он пришёл от святого Божьего присутствия, чтобы покончить с поклонением Израиля золотому тельцу. Никто тогда не видел, чтобы лицо его излучало сияние. Но позже, когда откровение Божьей славы стало для него реальностью, это изменило саму внешность Моисея!

Вы можете как угодно наслаждаться Божьим присутствием, но совершенно другое дело, когда Его слава откроется в вас. Павел свидетельствовал: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его…» (Гал. 1:15-16).

Павел говорит: «Я имею внутри себя намного больше, чем какую-то доктрину, кем-то изобретённую, больше, чем просто умственное знание Христа. Я имею откровение того, Кем является Христос -откровение Его благодати, милости и любви, и это откровение стало источником всего, чем я являюсь, и что я делаю. Это сама сущность моей жизни!».

Откровение Божьей славы действительно чудное. Однако, многие превратили это же откровение в лицензию на грех. Иуда пишет о людях: «…обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуда 4).

Согласно Павлу, такие люди грешат, «чтобы умножилась благодать». В сущности, они говорят: «Если Бог любит проявлять Себя посредством милости и прощения, я предоставлю Ему такую возможность. Я буду грешить и позволять Ему продолжать меня любить, чтобы могла проистекать благодать. Какое это будет свидетельство для мира! Я буду объектом всей этой любви, сходящей с неба!».

Таких людей легко вычислить. Выражение лица их выдаёт их. Исаия говорит об израильтянах, которые: «…оскорбительны для очей славы Его. Выражение лиц их свидетельствует против них…» (Ис. 3:8-9). Другими словами, пророк говорит: «Грех ваш свидетельствует против вас даже вашим собственным внешним видом. То, что в вашем сердце, будет проявлять себя в вашей наружности!».

С другой стороны, даже закоренелые грешники могут сказать, когда вы «были с Иисусом». Как они могут это знать? Вы кажетесь им непохожими ни на кого другого! Они говорят: «Ты не такой, как все. Ты держишься со скромной уверенностью, и кажется, ничего не скрываешь о себе. В твоих глазах нет никакого тёмного пятна, никакой скрытности. Непохоже, чтобы ты скрывал в себе недоброжелательность или горечь. Если бы это было, я знал бы об том. Твоя жизнь — это открытая книга!».

Грех, однако, имеет определённую внешность. Никакая улыбка не может его скрыть, и его голос имеет отзвук пустоты — как звенящая медь, бряцающий кимвал.

Но те, которые приняли в себя славу Божию, преображаются ежедневно. Их лицо всё более и более становится похожим на лицо Иисуса Христа!

Откровение, которое имел Моисей,было славным — но это было только временным явлением.

Сияние, исходившее от лица Моисея и его сердца, было результатом того, что он увидел только немного от полноты Божьей природы.

Когда израильтяне увидели, как изменилось лицо Моисея, они знали, что он имел сверхъестественное переживание. Его сестра, брат и прочие восклицали: «Этот человек был лицом к лицу с Богом!».

Сегодня мы имеем нечто более славное по сравнению с тем, что имел Моисей. Мы действительно прикасаемся и имеем дело с Божьей славой: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни» (Иоан. 1:1).

Иоанн говорит здесь: «Бог открыл нам полноту Своей славы во Христе. Мы видели Его славу, воплощённую в человеке, и мы беседовали и имели общение с Ним. Мы даже прикасались к Нему!».

Сегодня мы не только видим полноту Божьей славы — но теперь она пребывает в нас! Его слава сияет в наших сердцах: «Потому что Бог, повелевший из темноты воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор. 4:6).

Павел говорит здесь: «Иисус Христос, Бог во плоти, заключает в Себе всё, чем является Бог, и поскольку мы знаем, что Бог есть благость, любовь, милость, благодать и долготерпение, мы также можем убедиться, что это является природой Христа. Так как Иисус живёт в наших сердцах, мы знаем, что слава Божия не находится где-то в космосе. Нет — полнота Его славы находится в нас, посредством присутствия Христа!».

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит 2:11). Кто же эта благодать? Это Иисус Христос — исполненный милости, доброты, любви!

«Научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (ст. 12). Павел говорит нам: «Эта благодать, обитающая в вас, является откровением Христовой благости. И если вы хотите пребывать в Нём, Его откровение будет наставлять вас в святой жизни! Она будет учить вас милосердию, благости, мягкосердечию, прощению!»

Одним из важнейших результатов созерцания славы Божьей является изменение наших взаимоотношений с другими.

Получив однажды это откровение Божьей славы, мы не можем дальше ходить своими старыми путями в своём обращении с другими. Всё это должно измениться!

Павел ясно предупреждает: «Если Господь показал вам Свою нежность, доброту и любовь по отношению к вам, вам следует показывать этот же характер по отношению к другим: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:31).

Бог говорит нам через Павла: «Вы видели Мою славу и знаете Мою природу и характер — что Я милостив, сострадателен, долготерпелив, готов прощать. А теперь Я хочу, чтобы вы показали и другим, Кто Я есть!».

Хотя Моисей имел это откровение Божьей славы, однажды он неверно представил её народу. Он разгневался, не выдержав непослушание Израиля — и гневно ударил своим жезлом по скале, как бы говоря: «Вы, непокорное скопище мятежников!».

Бог никогда не одобрил этого. Когда Он открывает тебе Свою славу — Свою доброту, благость, благодать и милосердие — Он не потерпит, когда ты представляешь в искажённом виде Его славу другим. Моисей неправильно представил эту славу Израилю, и в результате, он — один из кротчайших, благочестивейших образов Ветхого Завета — не достиг Божьей полноты. Ему не позволено было войти в обетованную землю!

Другую иллюстрацию этого мы находим в одной из притчей Иисуса. Он говорит о рабе, которому господин его простил громадный долг. Господин оказал этому человеку неслыханную доброту, милость и прощение. Однако, не успел ещё он простить своего раба, как тот нашёл человека, который немного задолжал ему — и начал душить должника, чтобы тот заплатил ему долг. Тот же самый человек, который испытал великую любовь и прощение, не оказал в ответ никакой милости!

Иисус говорит в этой притче: «Вы в искажённом виде представляете любовь Отца! Он даровал вам прикоснуться к Его невиданной славе, посредством Своей милости и прощения ваших грехов. Но теперь, увидев Его славу, вы не так представляете её миру!».

Это резюмируется в повелении Павла: «Будьте милостивы к другим, как Он был милостив к вам». Слово «милость» здесь является производным от греческого слова «страдание» (участливое сострадание). Полное значение этого слова — «принимать близко к сердцу несчастье другого, с намерением доставить ему утешение и облегчить горе». Быть милосердным означает воспринимать боль другого человека!

Именно это и делает наш Господь для нас. Сколько раз Иисус, сострадая твоему горю и страданию, давал тебе взамен утешение, покой и прощение? Как часто Он утирал твои слёзы и говорил тебе ласковое слово, когда ты не заслуживал этого? Он делал это снова, и снова, и снова!

Теперь я спрашиваю вас: как можете вы не найти в своём сердце сочувствия к страданию и горю того, о котором вы знаете, что он испытывает боль? Греческое слово «доброта» имеет два корня, означающие «оракул» и «мягкое касание». Являешься ли ты оракулом надежды для твоих братьев и сестёр во Христе, предлагая им слово надежды от Господа, вместе с нежным прикосновением утешения? Согласно Писанию, всё, что ты должен сделать, чтобы быть оракулом любви — это представлять другим, Кто есть Иисус!

Слово «сострадание» означает «быть затронутым, принимать с участием горе других и быть исполненным решимости чем-то помочь». Это не означает подойти к тому, кто находится во грехе и сказать ему: «У меня есть к тебе слово с неба, брат. В твоей жизни грех!»

Даже если и так, то он уже так или иначе знает это, и возможно, он хотел бы ответить тебе воплем Иеремии: «Пожалуйста, не поступай со мной во гневе, или ты превратишь меня в ничто. Я уже достаточно унижен. Не унижай меня ещё больше!».

Если ты имеешь откровение Божьей славы, ты знаешь, что значит вкушать Его любовь, милость и прощение, и ты преображаешься благодаря этой славе. Теперь Иисус говорит: возьми эту славу, и пусть она сияет для всего окружающего тебя мира. Сейчас время действовать в любви, как постоянно поступает с тобою твой Господь!

Что такое «слава» в христианском понимании? В советские времена слова «славить» и «прославлять» имели несколько сомнительный смысл, и понятно почему. А что такое «слава» как неотъемлемое свойство Бога?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Советская идеология была суррогатом религии: отсюда фетишизация государства и партии, культ вождей, многочисленные памятники-идолы, особая символика. Воинствующая борьба против христианской веры понадобилась для того, чтобы заменить поклонение Божеству как Всесовершенному Духу поклонением человеку и его земным делам. Всякая подмена христианства имеет демоническое происхождение. Само слово «слава» было одним из средств мифологизации реальности.

В Священном Писании понятие «слава» (евр. кавод ; греч. докса ) выражает важнейшее свойство Бога – Его абсолютное величие. Оно обнаруживается в Богоявлениях. Поэтому в Библии «слава» часто означает самого Бога в проявлении Его могущества и в сиянии святости: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40: 34). Позже при освящении храма присутствие Бога также передается словом «слава»: «И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень» (2 Пар. 7: 2).

Слава Господня часто открывается людям через дивные дела Божии. Впечатляющим свидетельством славы Божией является сотворенный Им мир: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18: 2). Слава Его открывается также в знамениях и чудесах (переход через Чермное море, манна в пустыне и др.), в судах Его над непокорными и развращенными народами и людьми: «И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей» (Пс. 101: 16). В будущей жизни в Царстве Небесном люди будут созерцать славу Божию непосредственно: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21: 23).

Славословить Бога не только долг человека, но и глубокая внутренняя потребность. Она есть признак духовно-нравственной возвышенности человека, ибо предполагает преодоление таких губительных пороков, как гордость, самость, озлобленность и неверие. ««Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты “противостоишь гордым”. И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин. Исповедь. 1, 1). У человека, любящего Бога, благочестие рождает не только стремление славословить Господа, но и желание видеть славу Его признанной во всей вселенной: «Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки» (Пс. 144: 21).

В Библии понятие «слава» применяется также и к людям, поскольку человек является образом Бога и венцом творения: «Славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих» (Пс. 8: 6–7). Но слава эта лишь отблеск Божественной славы. Когда человек отпадает от Бога, он заменяет служение Богу поклонением тварному началу: человеку, животным, безжизненным формам (идолам). Тогда тает и исчезает как туман его слава. «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1: 24).

Истинной и прочной бывает только та слава, которой человек оказывается причастным на пути спасения. Верой и исполнением евангельских заповедей он становится наследником обетования.

«Слава Богу ! Могущественные слова! Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу! Кто с простотою сердца поверит предлагаемому здесь совету и, при встречающейся нужде, испытает его самым делом, тот узрит чудную силу славословия Бога; тот возрадуется о приобретении столь полезного нового знания, возрадуется о приобретении оружия противу мысленных врагов, так сильного и удобного… Слава Богу ! Многие из угодников Божиих любили часто повторять эти слова: они вкусили сокровенную в них силу» (Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Слава Богу! // Полн. собр. творений. М., 2001. Т. 1. С. 359–360).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!