Президент эстонской республики. Демократия по-эстонски: президентом выбрали «какую-то женщину из Люксембурга Как зовут президента эстонии

Президент эстонской республики. Демократия по-эстонски: президентом выбрали «какую-то женщину из Люксембурга Как зовут президента эстонии

Эстонская Республика обрела свою государственную независимость после развала Российской империи в 1918 году, и развивалась как демократическая страна с парламентской формой правления традиционной для эстонского народа.

Единственным периодом за это время, который не отвечал требованиям демократии, стала диктатура президента Константина Пятса (1934 – 1939 года) в результате которой действия парламента были фактически парализованы, а власть сконцентрировалась в руках нескольких человек.

Эстония утратила свою независимость в 1940 году, став частью СССР. В 1992 году страна вновь обрела свою независимость. По принятой тогда конституции вся законодательная власть принадлежит парламенту, который называется Рийгикогу.

Он избирается всеми гражданами Эстонии, которые имеют возраст 18 лет. Полномочия парламента длятся четыре года. Он имеет право:

  • избирать президента;
  • принимать законы;
  • подписывать договоры с другими странами;
  • принимает бюджет страны.

Всего в Рийгикогу 101 депутат. По его полномочиям можно охарактеризовать Эстонию, как типичную парламентскую республику.

Должность президента

Парламент избирает президента на срок пять лет. Кандидат должен быть человеком, достигшим 40 лет, родившийся в Эстонии. Нельзя избираться президентом более двух сроков подряд.

Президента выбирает парламент, за него должно проголосовать 2/3 депутатов. Голосование за кандидата осуществляется в течение трех туров, если после этого выборы не происходят, то права избрания переходят к выборщикам.

Они, совместно с депутатами, избирают президента большинством голосов. Полномочия президента в парламентской республике, достаточно серьезно ограничены, но при этом он может:

  • предлагать поправки в конституцию;
  • кандидатуру на должность премьер-министра выдвигать;
  • предлагает парламенту кандидатов на должности: председателей государственного суда, банка, контролера.

Президент выдает награды, присваивает звания, возглавляет национальную оборону, и представляет страну в отношениях с другими государствами. Полномочия главы государства ограничены законами. Однако президент на внутреннюю и внешнюю политику страны имеет большое влияние.

Президент Эстонии 2019

Прежний президент Тоомас Хендрик Ильвес продержался у власти два срока, начиная с 2006 года. В октябре 2016 года его не сменила Керсти Кальюлайд.

Экс президент Эстонии — Тоомас Хендрик Ильвес (с 2006 по 2016)

Избрание нового президента походило на затяжной психологический триллер, в ходе которого парламент не смог избрать никого из предложенных кандидатур и право выбора перешло к Коллегии выборщиков, но и они не смогли выбрать президента.

В этом случае полномочия по избранию снова перешли к Рийгикогу, т.е. теперь парламент снова должен был выбирать главу государства, и на этот раз уже никаких отступлений не могло быть.

В этот момент на одном из заседаний Государственного собрания (так можно перевести Рийгикогу на русский язык), была вдвинута кандидатура Керсти Кальюлайд. Голосовали за нее 90 депутатов парламента, а это подавляющее большинство. Таким образом, был избран очередной президент Эстонской Республики.

Личность действующего президента Эстонии

Керсти Кальюлайд родом из Тарту. Она родилась в 1969 году, 30 декабря. Окончила обычную советскую школу в Таллинне в 1987 году. После окончания школы поступила в университет города Тарту, который закончила в 1992 году со специальностью – генетика. Однако по избранной профессии ей так и не удалось поработать.

В период после окончания университета была менеджером телефонных станций, затем работала в банковской сфере. В 1999 году Керсти советник премьер-министра Эстонии Марта Лаара.

В 2002 году ее карьера резко меняется – будущий президент становится директором Ируской электростанции, на этой должности она пробыла до 2004 года, когда начала работать в структурах Евросоюза. Кальюлайд занимала разные ответственные должности в Европейской контрольной палате, до того как стала президентом Эстонии.

Eesti Vabariigi President ) - глава Эстонской Республики .

Роль Президента Республики в случае особых ситуаций

Согласно конституции, главе государства отводится ряд важнейших функций в случае возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций (например, начала боевых действий, конституционного кризиса или масштабных катастроф). Описанные далее полномочия на практике пока ещё ни разу не использовались и являются лишь потенциальной возможностью, предусмотренной Основным законом:

При Президенте Республики на правах совещательного органа существует т. н. «Совет государственной обороны» (эст. Riigikaitse Nõukogu ), в состав которого входят председатель Рийгикогу, премьер-министр, председатель комиссии Рийгикогу по государственной обороне, председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам, министр иностранных дел, министр обороны, министр финансов, министр внутренних дел, министр юстиции, министр экономики и инфраструктуры, министр по вопросам предпринимательства и инфотехнологий, а также командующий силами обороны .

Задачей совета является обсуждение важных с точки зрения государственной обороны вопросов и формирование общего мнения. Заседания проводятся по мере необходимости (в реальности они обычно проводятся от 1 до 3 раз в год). Президент Республики возглавляет Совет, утверждает порядок его работы, а также руководит его заседаниями.

Неформальные функции главы государства

Помимо прописанных в конституции и законах полномочий, Президент Республики имеет также ряд неформальных функций, которые обусловлены традициями и личностными качествами занимавших пост главы государства людей. Так, устоявшейся традицией являются новогоднее поздравление со стороны президента, принятие президентом парадов вооружённых сил Эстонии в честь Дня независимости 24 февраля и Праздника победы под Вынну 23 июня . Президент Республики отвечает за организацию ежегодного приёма в честь Дня независимости, на который приглашаются все первые лица страны и видные общественные деятели (для многих это является большой честью и знаком признания). Произносимая президентом 24 февраля речь (эст. iseseisvuspäeva kõne ) является важным политическим событием, поскольку президент имеет возможность выразить в ней своё видение происходящего в стране и критиковать действия исполнительной и законодательной власти .

Президент Республики также может осуществлять патронаж над многими общественными организациями и кампаниями, такими как:

Порядок избрания и прекращения полномочий

На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в специальной коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого проголосовали не менее 2/3 состава парламента или 68 депутатов), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений . Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере 21 член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

«Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики»

С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности президент обязан приостановить членство в какой-либо партии .

Полномочия президента прекращаются в связи с:

  • добровольной отставкой;
  • вступлением в должность вновь избранного президента;
  • смертью;
  • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
  • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственным судом .

При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента временно переходят к председателю Рийгикогу .

История института президентства

Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с по 1938 года . Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и государственным старейшиной , который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был сам полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен парламентом в отставку.

После включения Эстонии в состав СССР на правах отдельной союзной республики (в современной Эстонии трактуется, как изначально нелегитимная оккупация, что признаётся большей частью международного сообщества) была принята новая конституция по образцу конституции СССР , в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР , полномочия которого были минимальными.

В период советской власти за пределами СССР также действовало правительство Эстонской Республики в изгнании , глава которого официально назывался «премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики». Однако легитимность правительства в изгнании ставится некоторыми историками под вопрос, поскольку, по их утверждению, оно не было официально признано ни одним государством мира. Первое правительство Эстонии в изгнании состояло из лиц, назначенных последним законным премьер-министром Эстонии Юри Улуотсом (после предъявления Советским Союзом ультиматума, включавшего требование о формировании дружественного СССР правительства Эстонии, 21 июня 1940 года кабинет министров Улуотса был отправлен в отставку указом президента Константина Пятса). Подчиняясь советскому ультиматуму президент Пятс назначил новое правительство во главе с Йоханнесом Варесом Барбарусом .

Пост Президента Республики был восстановлен в 1992 году после принятия новой конституции. С этого момента выборы президента были проведены 6 раз (в , , , , 2011 и 2016 годах).

Список президентов Эстонии (с 1992 года)

Согласно конституции 1992 года главой Эстонии является Президент Эстонской Республики (эст. Eesti Vabariigi President ). Его полномочия в значительной степени ограничены, он не входит в систему исполнительной власти и является, главным образом, символической фигурой, исполняющей представительские и различные формально-юридические функции. Президент не может быть членом какой-либо политической партии и не может занимать никакой иной выборной или назначаемой должности.

Выборы президента проходят путём голосования в парламенте или в специальной коллегии выборщиков (с чередованием раундов голосования между этими органами). Президент избирается сроком на пять лет, одно и то же лицо не может быть избрано президентом более, чем на два срока подряд.

Портрет Имя
(годы жизни)
Полномочия Выдвинут партией Выборы
Начало Окончание
1
(I-II)

Долгие и утомительные выборы эстонского лидера закончились неожиданным результатом. Президентом страны стала практически никому не известная аудитор Европейской контрольной палаты.

В рамках Евросоюза выборы президента Эстонии – уникальное и самобытное явление. Процедура сложная, непрямая, многоступенчатая, зачастую с непредсказуемым финалом. Кандидаты тасуются как колода карт, в режиме реального времени врываются в гонку и также стремительно покидают её, могут проявиться в последний момент буквально из ниоткуда и в одночасье стать фаворитами. Партии свободно и открыто обсуждают, как, исходя из различных комбинаций, будут менять свои предпочтения. Политики не скрывают, что отдавать голоса собираются не из идеологической близости, а в силу холодного стратегического расчёта. Кандидаты, как следствие, в перерывах между турами – через своих эмиссаров либо лично – лихорадочно бегают по чужим фракциям, «продавая» собственную персону в обмен на заветные голоса.

При этом президент Эстонии по большей части церемониальная фигура, по статусу и функционалу схожая с британской королевой. Обязанности в основном представительские и символические. Удачным олицетворением этой схемы стал уходящий президент Тоомас Хендрик Ильвес.

Каждую зиму он отправлялся вальсировать на балу в Кадриоргском дворце по случаю Дня независимости. Раз в несколько лет – уезжал на Всемирный конгресс финно-угорских народов, откуда то предлагал субъектам РФ вкусить плоды независимости, то читал речи про «кровавый снег Сибири». Как некогда платья и шляпки Елизаветы II и личную жизнь её детей и внуков, общественность предпочитала обсуждать колоритный гардероб Ильвеса, акцентируя внимание на пристрастии к модным бабочкам, и амурные переживания своего лидера на личном фронте.

С шестой попытки

Процесс же смены президентов как по сути, так и по духу скорее напоминает выборы папы римского. Выборщиков «запирают» на конклав. В ходе многодневного марафона паства не знает не только кто будет новым первосвященником, но и будет ли он избран вообще. Публика терпеливо ждёт, пока из трубы над Сикстинской капеллой вырывается заветный белый дым, кардинал объявляет с балкона: «У нас есть папа!» Все вздыхают: наконец-то. Именно это становится главной новостью; кого в итоге избрали – вопрос второй. Всякий раз, когда дым оказывается чёрным, среди паствы поднимаются волны уныния, фрустрации и спекуляций.

Для того чтобы стать эстонским президентом, требуется собрать подписи 1/5 депутатов Рийгикогу и заручиться поддержкой 2/3 состава парламента (минимум 68 голосов из 101). В случае неудачи после трёх раундов голосования выборы из парламента переносятся в Коллегию выборщиков, где к списочному составу Рийгикогу присоединяются свыше двух сотен делегатов от муниципалитетов. Если после двух раундов президент снова не избран, выборы опять переезжают в парламент. И так – до бесконечности. Редко главу государства избирают с первого раза, так что на практике действо может растянуться на несколько месяцев. Один только месяц должен пройти до созыва Коллегии – это время специально даётся на кулуарную работу по «перевербовке» союзников.

Параллельно, чтобы жители не скучали, их развлекают при помощи дебатов между кандидатами, что, впрочем, довольно бессмысленно, учитывая, что рядовой электорат до выборов не допускается.

Сама Коллегия традиционно отправляется заседать в роскошный концертный зал Национальной оперы «Эстония» в особо торжественной обстановке. Из-за пышной атмосферы мероприятие со стороны больше напоминает банкет или гала-вечер, нежели важное политическое событие. Репортажи оттуда отдают тоном светской хроники.

В актуальном избирательном цикле Эстония вышла «на Коллегию» в состоянии жёсткого конфликта правящих элит. В отличие от выборов 2006-го и 2011 годов, когда несколько партий объединялись против поддержанных центристами кандидатов, на сей раз каждый игрок предпочёл идти самостоятельно, выставив собственного кандидата. В итоге на суд выборщикам представили рекордное количество кандидатов – пять человек. До «стадии оперы» дошли экс-премьер и экс-еврокомиссар Сийм Каллас (реформисты), экс-глава МИД Марина Кальюранд (независимая, поддержана соцдемами), экс-канцлер юстиции Аллар Йыкс (IRL и «свободовцы»), депутат и экс-министр образования Майлис Репс (центристы) и депутат Март Хельме (EKRE). Обилие «войны компроматов» дало повод сравнивать кампанию с выборами – 2006, доселе державшими в Эстонии эталон «самых грязных». Так, незадолго до голосования ведущая газета Postimees опубликовала «анонимное письмо», повествующее о якобы нацистском прошлом отца Кальюранд. Ранее та же газета раскопала русские корни у семьи Хельме. Одному из старожилов эстонской политики Сийму Калласу припомнили советское прошлое.

Злые языки рассказывали, как в конце 1980-х Москва рассматривала его в качестве лояльной замены лидеру ЭССР Карлу Вайно.

Расхождения во взглядах населения и узкого круга выборщиков обнаружились ещё в первом туре. Во всех опросах общественного мнения стабильно вела Марина Кальюранд. Что касается опросов выборщиков, многие из них отказывались озвучивать свои предпочтения. Но среди согласившихся большинство тоже было за Кальюранд, которая считалась главной фавориткой. На деле она заняла 4-е место, даже не пройдя во второй круг. Неожиданно опередил всех Йыкс с 83 голосами (из 335), которому, наоборот, прочили как раз 3-е или 4-е место. Следом финишировал Каллас, собрав 81 голос. Во втором круге Коллегия раскололась пополам: Йыкс и Каллас набрали примерно одинаковое количество голосов, 134 против 138 соответственно. Выборы опять зашли в тупик. Очередной тур, уже в Рийгикогу, назначили на 3 октября. К тому времени стало понятно, что протолкнуть сугубо партийного человека на роль президента ни у кого не получится, потому что противоречия между партиями оказались непреодолимыми. В этих условиях истеблишмент начал срочно искать компромиссную фигуру, устраивающую всех. В результате закрытого отбора такая фигура быстро нашлась. Все пятеро прежних кандидатов дружно снялись с дистанции, одновременно Совет старейшин Рийгикогу предложил номинировать Керсти Кальюлайд, аудитора Европейской контрольной палаты. Кальюлайд заманчивое предложение приняла, оперативно «обаяла» все партии и была выдвинута в качестве единственного кандидата с 90 подписями. С такой массивной поддержкой Кальюлайд без труда одержала победу.

«Кто эта женщина?»

Новый президент стала воплощением вынужденного консенсуса, который устроил большинство. Будучи аутсайдером эстонской политической жизни, Кальюлайд оказалась равноудалённым от всех партий человеком. По крайней мере, во время прежней работы она не вмешивалась активно в политику. Опыт длительной работы в институте ЕС застолбил за ней репутацию известного в узких кругах Европы человека, успешного носителя европейской культуры и обладателя хороших связей с Евросоюзом, который будет продолжать европейский вектор развития страны.

Немаловажно, что благодаря 12-летней карьере в Люксембурге Кальюлайд удалось избежать привязки к каким-либо скандалам и не запятнать свой образ сомнительным багажом.

Поэтому костяк партий не стал возражать против неё. Прохладный приём она получила лишь в стане националистов из EKRE, и то партия несколько дней колебалась, не высказывая чётких «да» и «нет». Март Хельме вяло поругал Кальюлайд за «космополитизм» и высказался в том духе, что безальтернативные выборы – откат к советскому прошлому. Воспоминаниями о советских временах, когда депутаты практически единодушно одобряли единственного кандидата, делился не только он один. Несмотря на это, даже члены EKRE, судя по данным финального голосования в парламенте, предпочли не высказывать Кальюлайд откровенного неодобрения. Против неё набралось больше недействительных и пустых бюллетеней, чем демонстративно воздержавшихся.

Длительное голосование вкупе с неожиданной развязкой снова подняло вопрос о необходимости менять механизм выборов. Об этом заговорил Каллас, назвав раскол в Коллегии выборщиков «политическим крахом». «Система неверна, такая система не годится, что-то надо в порядке выборов изменить», – сказал он. Затянутая процедура утомила даже поднаторевших журналистов. Соответствующий законопроект о переходе на прямые выборы националисты вместе с частью центристов уже внесли в парламент. «Именно такая ассоциация – с долгими и мучительными родами – возникла у меня во время освещения второго тура выборов в коллегии выборщиков, – делилась впечатлениями редактор эстонского Delfi Ольга Привалова. – Тужимся, тужимся, а толку?» Прессе пришлось для иллюстрации делать репортажи со скучающими, грустными, обречённо-отстранёнными лицами выборщиков, попутно описывая, сколько тысяч евро из бюджета ушло на Wi-Fi, печенье и «прочие канапе» во время их бдений.

В отсутствие прямых выборов поиск нового президента привёл к непрозрачному клубку интриг и подковёрной борьбы. «Я наблюдаю за этими выборами уже в пятый раз и уже скоро начну считать по-эстонски», – иронизировал по этому поводу американский посол в Таллине.

Кальюлайд, в свою очередь, прекрасно понимает, что «призвали» её, как варяга, не от хорошей жизни, а потому что, выражаясь летописным слогом, на земле эстонской «порядка нет». Она честно назвала себя «запасным президентом» и сравнила свою роль с фарфоровой статуэткой на полке. Это не первый случай в эстонской практике. 10 лет назад в определённой степени таким же «запасным президентом» стал Ильвес. На выборах – 2006 объединённая оппозиция первоначально хотела избрать вице-спикера Рийгикогу Эне Эргму. Её в едином порыве поддержали реформисты, соцдемы, «Союз Отечества и Res Publica». Эргма к тому времени успела нараздавать интервью в качестве будущего президента. СМИ настраивали читателей, что страну в скором будущем возглавит женщина – преподаватель астрономии. Планы порушили центристы и «народники», поддержавшие тогдашнего действующего президента Рюйтеля. Противники обвинили руководство центристов в том, что они запугали своих депутатов, заставив не участвовать в голосовании.

После того, как «не прошла» Эргма, неожиданно ей на замену появился социал-демократ Ильвес, на тот момент евродепутат. Его тоже тогда многие воспринимали как вынужденного консенсусного кандидата, которого «выписали» из-за границы (Ильвес долгое время жил и работал в США и Европе, вернулся в Эстонию только после распада СССР). Его «прокатили» на двух раундах в парламенте, после чего наконец избрали на Коллегии с разницей в 174 голоса против 162 за Рюйтеля.

Не то чтобы это имеет серьёзное значение (в том, что неизвестного человека неправильно избирать президентом, упрекал коллег вслух лишь тот же Хельме), однако является красноречивым фактом само по себе. Портал Delfi и газета Postimees практически одновременно отправились узнавать у простых людей на улице, что они думают о новом президенте. Многие не могли её узнать ни по имени, ни по фотографии. В последнем случае некоторые путали с другим кандидатом – центристкой Репс. Также многие если и слышали о Кальюлайд, то узнали о ней исключительно буквально накануне голосования, когда её номинировали. Именно на свою узнаваемость на родине, которую сама президент охарактеризовала как «мизерную», Кальюлайд и обещает работать. Пока что фамилия Кальюлайд ассоциируется у народа больше с видным центристом, старейшиной района Пыхья-Таллин Раймондом Кальюлайдом, который приходится избранному президенту единокровным братом. На то, как судьба раскидала родственников по разным лагерям, эстонская пресса обращала внимание ещё в начале 2000-х. Раймонд тогда стал советником лидера центристов Эдгара Сависаара, пока Керсти работала советником по экономике у премьера Марта Лаара.

Новоизбранному президенту 46 лет. Она родом из Тарту, закончила местный университет с дипломом генетика. До перехода под крыло Лаара, в 1990-х, работала в банковском секторе. В 2001 году вступила в «Союз Отечества», но активным членом партии себя не зарекомендовала, спустя три года уже в «Союзе» не значилась. На работу в Евросоюз её делегировало правительство Калласа. В Европейской контрольной палате Кальюлайд сменила несколько направлений, последним из них стал, как следует из её официального резюме, аудит в области «сохранения и управления природными ресурсами».

В целом за период длительного пребывания в Люксембурге ничем необычным и неординарным она не запомнилась. Коллегами характеризуется сугубо положительно. На реформистов произвёл впечатление тот факт, что в своё время ей вручили награды «Европеец года» и «Премия согласия».

В Эстонии с 29 августа не могли выбрать президента.

В партии посчитали это признанием заслуг кандидатки в Европе. Однако регалии вручали не самые влиятельные «междусобойчиковые» НКО Европейское движение «Эстония» и фонд «Открытая Эстония», являющиеся партнёрами друг друга, поэтому гордиться здесь особо нечем. Награждали кандидатку за пропаганду образа ЕС и экономический ликбез по радио.

Говорить о политических взглядах Кальюлайд пока преждевременно. Какой-либо внятной программы или плана действий на посту она не представила. В авторском «Письме к жителям Эстонии» , поданном в СМИ перед избранием, она оперировала общими фразами без конкретики. Претендуя на роль президента-объединителя, Кальюлайд описывает себя как либерального консерватора (критики из центристов успели обозвать её «лааровским евробюрократом»), отмечает , что её взгляды «в определённой степени» совпадают со всеми партиями, но «не на 100%». В качестве посыла для русскоязычных жителей Кальюлайд заверила, что сможет найти с ними общий язык, несмотря на свой «плохой и неуклюжий русский». В качестве примера общения с русскоязычными она сослалась на свой опыт посещения Ида-Вирумаа и Маарду, в том числе на работу на Ируской электростанции, где она трудилась краткое время до переезда в Люксембург. «Мы с удовольствием поговорим. Я – на своём пока что довольно слабом русском языке, а они пусть говорят так, как им будет удобно, – обещала она. – Быть может, мой акцент подтолкнёт их к тому, чтобы смелее использовать эстонский».

Эти слова звучат как шаг навстречу русскоязычной общине, особенно на фоне предшественника Кальюлайд Ильвеса, который не умел и не любил говорить по-русски, за исключением пары слов вроде «дезинформация». В интервью западным СМИ он называл русский «языком оккупационных властей». Доходило до забавных казусов: старательно избегать русского он предпочитал даже в русских школах на презентациях русского перевода сборника своих речей. Ходила шутка, что Ильвес говорит по-русски так же хорошо, как Владимир Путин по-эстонски, оттого произнесённое им по-русски: «Здравствуйте, я ваш президент», – вызывало шквал хохота и аплодисментов.

В эпоху, когда даже радикальный националист Хельме периодически даёт интервью по-русски, а Йыкс вообще во время дебатов декламирует Пушкина на «великом и могучем», позиция Ильвеса выглядела реликтом. В этом плане посылы Кальюлайд – позитивный сигнал. Что касается проблемы безгражданства и отношений с Москвой, пока что имеется мало оснований ожидать серьёзных перемен. Говоря об образовании, Кальюлайд пока что лишь изъявила желание расширить бесплатное обучение эстонскому. Есть и надежда, что Кальюлайд будет главным образом заниматься экономикой и не будет позволять себе агрессивную риторику Ильвеса, который в целом был «зациклен» именно на борьбе с Москвой и мобилизацией других на противостояние с восточным соседом. Диалог с Россией, считает новый президент, должен быть спокойным и «согласованным с союзниками». Только вот ехать с визитом в Москву президент пока не спешит – не видит возможности.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в

Тоомас Хендрик Ильвес - действующий президент Эстонии. Был избран 23 сентября 2006 года. Родился 26 декабря 1953 году в Стокгольме. По гороскопу - козерог.

Семья Тоомаса Хендрика Ильвеса

Мать Тоомаса Хендрика Ильвеса - Ириада Сийтем, родилась в Ленинграде в 1927 году. Через год со своим отцом (дедушкой Хендрика) переехала в Эстонию, где была удочерена семьей политиков Ребане. В 1944 году, когда в Эстонию вошли войска СССР, приемные родители Ириады бежали в Швейцарию.

Тоомас Хендрик Ильвес женат вторым браком. Теперешняя супруга - Эвелин Ильвес (в девичестве Инт-Ламборт). В 2003 году у них появилась совместная дочь Кадри Кейу. От первого брака у Ильвеса есть сын Луукас Кристьян (1987 г.р.) и дочь Юулиа Кристийне (1992 г.р.).

Политическая карьера Тоомаса Хендрика Ильвеса

После того, как Эстония провозгласила независимость Хендрик Ильвес переехал на свою родину из Швейцарии. С 1993 по 1996 г.г. был послом Эстонии в США, Канаде и Мексике. Также дважды занимал пост министра иностранных дел (в 1996-1998 и 1999-2002 г.г.).

С 2001 по 2002 год возглавлял Народную партию умеренных. После поражения партии на муниципальных выборах, она была переименована в Социал-демократическую партию Эстонию.

С активного содействия Тоомаса Хендрика Ильвеса в 2004 году Эстония была принята в состав Европейского союза.

Во время выборов президента в 2006 году его кандидатуру выдвинули Партией реформ и Социал-демократической партией Эстонии.

Полномочия президента в Эстонии

Президент Эстонской Республики является высшим должностным лицом государства. В связи с тем, что Эстония с 1992 года имеет статус парламентской республики, полномочия главы государства существенно ограничены. Например, он не состоит в системе исполнительной власти. По сути, президент в Эстонии является фигурой символической - на него, главным образом, возложены представительские и разные юридические функции.

Согласно эстонскому законодательству, президент не может состоять ни в одной из политический партий, также он не может занимать какую-либо иную назначаемую или выборную должность, что должно обеспечить независимость и беспристрастность при принятии тех или иных решений главы государства.

В Эстонии президента выбирают посредством парламентского голосования. Если же в ходе трех туров ни один из кандидатов не наберет необходимого большинства в две трети от конституционного состава Рийгикогу, организуется специальная коллегия выборщиков.

Президент Эстонской Республики избирается сроком на пять лет, однако один и тот же кандидат не может быть избран более, чем на два срока.

Статья 78 конституции Эстонии гласит, что президент Эстонии представляет государство в международных отношениях. Иными словами, на него возложены обязанности подписания международных договоров с одобрения правительства. В исключительных случаях президент имеет право вместо премьер-министра представлять страну в высшем совете Евросоюза и на заседаниях глав государств стран еврозоны.

Президент Эстонской Республики по предоставлению правительства назначает и отзывает дипломатических представителей страны, а также принимает верительные грамоты аккредитованных в Эстонии дипломатов.

Также глава государства назначает очередные и внеочередные выборы в Рийгикогу (парламент). Правда, роль президента здесь сужена до оформления необходимых документов за исключением случая, когда Рийгикогу выражает недоверие к правительству, которое обращается в связи с этим к главе государства с просьбой проведения досрочных выборов.

В обязанности президента Эстонии входит необходимость созывать Рийгикогу нового созыва и открытие его первого заседания. При необходимости президент вносит предложение председателю парламента созвать внеочередную сессию.
Президент провозглашает законы и подписывает ратификационные грамоты.

Права президента Эстонии:
− может наложить «отлагательное» вето и вернуть в течение двух недель с момента получения законопроект обратно в Рийгикогу на доработку. В случае, если парламент повторно одобрит законопроект без внесения в него поправок, у президента два варианта действий: подписать или обратиться в Государственный Суд с ходатайством проверить конституционность закона. При условии, когда Суд не найдет противоречащих конституции фактов, президент обязан подписать данный закон и официально провозгласить его.
− издавать имеющие юридическую силу декреты в случае, если парламент не может собраться на заседание или при срочной государственной необходимости. Эти декреты рассматриваются на ближайшем заседании Рийгикогу и оперативно утверждаются или отменяются.
− вносить предложение о принятии поправок в конституцию;
− после консультаций с председателями партий парламента выдвинуть кандидата на пост премьер-министра;
− на основе предложения премьер-министра назначать (освобождать) на должности членов правительства;
− вносить в Рийгикогу предложение о назначение на должность председателя Государственного Суда, председателя совета Банка Эстонии, канцлера юстиции и государственного контролёра.
− по предоставлению совета Национального банка назначать на должность президента Банка Эстонии;
− по предоставлению Государственного Суда назначать на должности судей более низких инстанций;
− награждать государственными наградами;
− присваивать воинские звания, дипломатические звания.

Президент Эстонии является высшим руководителем системы национальной государственной обороны.

Кроме того, президент Эстонской Республики вносит на рассмотрение в парламент предложения о введении чрезвычайного положения, введения военного положения и об объявлении мобилизации (в случае агрессии против страны) и демобилизации.

Президент Эстонии в качестве помилования по просьбам заключенных освобождает их от тюремного срока либо смягчает наказание.

В его функции также входит возможность внесение вопроса о уголовной ответственности в отношение канцлера юстиции на основе соответствующего ходатайства от прокуратуры.
При президенте Эстонской Республики на правах совещательного органа функционирует Совет государственной обороны, в который входят председатель парламента, премьер-министр, председатель парламентской комиссии по государственной обороне, председатель парламентской комиссии по иностранным делам, глава внешнеполитического ведомства, министр обороны, руководитель министерства финансов, глава МВД, командующий силами обороны и министр юстиции. Главой Совета является сам президент.

Среди неформальных полномочий президента Эстонии можно назвать принятие парадов ВС Эстонии в День независимости (24 февраля) и Дня победы под Вынику (23 июня), новогодние выступления, патронаж над большинством эстонских общественных организаций и кампаний.

На пост президента Эстонии баллотироваться могут только имеющие эстонское гражданство жители страны, достигшие сорокалетнего возраста. При этом кандидат на должность главы государства выдвигается депутатами парламента, количество которых должно быть не менее одной пятой от общей численности.

Вступление в должность избранного президента происходит через принесение им присяги перед парламентом. Текст присяги:
«Вступая в должность Президента Республики, я торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики».
Полномочия президента Эстонии прекращаются, если:
− он ушел в добровольную отставку;
− смертью;
− вступлением в должность нового избранного президента;
− вынесением обвинительного приговора суда в отношении него;
− неспособностью выполнять возложенные на него обязанности по состоянию здоровья. В этом случае полномочия президента временно переходят к председателю правительства.

Все президенты Эстонской Республики:

Константин Пятс - 1938-1940 годы;
Леннарт Мери - 1992 - 2001 годы;
Арнольд Рюйтель - 2001-2006 годы;
Тоомас Хендрик Ильвес - с 9 октября 2006 года.

Гость программы "Немцова.Интервью" - президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Депутаты эстонского парламента выбрали ее на должность главы государства в 2016 году. Кальюлайд - первая женщина в Эстонии, занявшей этот пост. Ранее она была представителем страны в Европейской счетной палате, занималась аудитом и работала экономическим советником премьер-министра Марта Лаара.

В своих интервью Керсти Кальюлайд обычно подчеркивает необходимость единства ЕС с НАТО. Жанна Немцова выяснила у президента, как она видит свою миссию, зачем Эстонии батальон НАТО и сколько русских в правительстве страны.

Жанна Немцова: Вы были избраны президентом в октябре прошлого года. Каковы ваши главные достижения за это время?

Керсти Кальюлайд: Я предпочитаю, чтобы мои достижения оценивали другие люди. Возможно, еще слишком рано подводить какие-то итоги, но я чувствую поддержку эстонского народа и поддержку со стороны лидеров других государств, с которыми мне удалось поговорить и познакомиться.

- В таком случае какие цели вы ставите перед собой как перед президентом Эстонии?

Моя цель, как, наверное, у каждого лидера на данном этапе, состоит в том, чтобы придать Европейскому союзу уверенность в себе, помочь людям осознать, что с ЕС не происходит ничего ощутимо плохого, несмотря на то, что глобальная ситуация вокруг Европы - сложная и, возможно, менее устойчивая, чем пять или десять лет назад. Главные ценности Евросоюза проверялись на прочность и остались неизменными. Европейский проект доказал свою экономическую эффективность в большинстве стран ЕС. На этой основе мы можем построить более сильную объединенную Европу.

- Каковы основные вызовы для вас лично как для президента и для страны?

Главный вызов для любой страны - добиться экономического роста, а также справедливого перераспредления благ, которое бы устроило большинство людей. Для меня это означает, что государство должно гарантировать всеобщее образование. Его качество никогда не должно зависеть от уровня благосостояния родителей или от того, где живут люди - в городах или сельской местности.

Здравоохранение также должно быть доступно каждому, независимо от уровня дохода. Если государство может обеспечить качественное образование и доступ к здравоохранению, то люди будут готовы смириться с разницей в доходах и в уровне жизни. Они не будут думать, что, возможно, демократия не работает, или рыночная экономика не работает, или глобализация, а может, и весь Европейский союз не работает. В этом состоит цель политической деятельности.

- Какие внешние вызовы стоят перед вашей страной?

Нет ничего, что относилось бы исключительно к нашей стране. Но вся ситуация с безопасностью в Европе непредсказуема и изменчива. Существует Россия, которая показала, что готова использовать силу. Я сейчас говорю об оккупации Крымского полуострова. Кроме того, мы знаем, что РФ не исполняет свои международные обязательства, которые сама же взяла на себя.

Давайте возьмем, к примеру, Будапештский меморандум или минские соглашения. Минские соглашения постоянно нарушаются - а значит, санкции в отношении России должны оставаться в силе. Все это свидетельствует о том, что ситуация с безопасностью остается сложной. Кроме того, посмотрите, что происходит в Сирии. Ливия - фактически несостоявшееся госдударство. Мы видим, что мир нестабилен.

- Госпожа президент, вы упомянули Россию как один из вызовов для безопасности. В интервью The Washington Post вы говорили, что РФ - это не физическая опасность, а скорее угроза для всей архитектуры международной безопасности, не представляющая угрозы ни для одной из стран НАТО. Для Эстонии Россия представляет физическую опасность или нет?

Нет, не думаю. Россия не стала бы атаковать страну, входящую НАТО, или НАТО как таковую. Неважно, о какой именно стране мы говорим. Пространство безопасности НАТО неделимо, поэтому я не думаю, что РФ будет нападать на НАТО.

- Тем не менее 8 мая именно здесь, в Эстонии, начались крупные военные учения "Весенний шторм", которые продлятся до 26 мая. В них участвуют 9 тысяч человек из разных партнерских стран и стран-союзников. Какой сигнал вы тем самым посылаете Рос c ии?

Наш сигнал - это оборонительные учения, а НАТО - это оборонительный союз. Эстонская армия называется Силы обороны Эстонии. По эту сторону границы никто ни для кого не представляет угрозы.

- В Эстонии в апреле был дислоцирован батальон НАТО. Зачем вам понадобился этот батальон, если Россия не представляет угрозы, и вы говорите, что не верите, что РФ однажды вторгнется в Эстонию?

На самом деле все совсем наоборот. НАТО надежна, если обеспечивает сдерживание любого врага, с которым может столкнуться. Альянс в 100 процентах случаев успешно обеспечивает адекватное сдерживание, и именно поэтому, я думаю, никто не будет нападать на НАТО.

- Вы сказали "враг". То есть, Россия - это вражеская страна?

Я говорю скорее о потенциальной угрозе, которая может исходить со всех сторон. Это обобщающее слово. Речь также может идти о террористической угрозе и так далее.

- Вернемся к батальону НАТО, который сейчас дислоцирован в Эстонии. Можно ли сказать, что это также инфраструктурный проект, который может послужить стимулом для экономического развития региона, где он дислоцирован?

Мы так не думаем. Чтобы принять у себя батальон НАТО, мы выделили сумму в объеме 0,2 процента нашего ВВП. Это наш вклад в безопасность НАТО в дополнение к расходам на оборону в размере 2 процентов ВВП, которые мы в соответствии со статьей 3-й Североатлантического договора выделяем на общую неделимую безопасность НАТО, включая нашу собственную безопасность.

Оборонная промышленность действительно может подстегнуть экономическое развитие нашей страны. У нас есть несколько IT-проектов в военной сфере, можете называть их стартапами. Мы достаточно известны своим количеством IT-стартапов. Мы очень надеемся, что однажды они обеспечат серьезную поддержку нашему экономическому росту.

- Вы сказали, что Эстония лидирует в сфере IT . Между тем Россия все чаще упоминается в связи с хакерскими атаками. Как Эстония может справляться с возможными кибернападениями, или же ваша страна не является целью атак российских хакеров?

Никто не может сказать, является он целью или нет. К тому же кибератаки могут произойти с разных сторон.

- Вы затронули вопрос санкций в отношении России, и я знаю, что вы сторонник того, чтобы они оставались в силе. Но если вы посмотрите на российскую экономику, вы увидите, что она в значительной степени адаптировалась к санкционному режиму. Теперь санкции играют скорее символическую роль. Что можно добиться с помощью санкций на нынешнем этапе? Ведь минские договоренности так и не были выполнены…

Вы сами ответили на свой вопрос. Минские соглашения не были выполнены, поэтому санкционный режим остается в силе.

- Вы думаете, что эти санкции, которые имеют символическое значение, могут заставить Россию выполнить эти договоренности? Вы видите, что Россия сейчас ничего не делает.

Страны-партнеры собрались и решили, что введут санкционный режим. Они понимают, почему пошли на это, и также понимают, что необходимо сделать для того, чтобы санкции были сняты. Этого сделано не было, поэтому санкции остаются в силе.

- Но, возможно, есть другие средства заставить Россию выполнять соглашения? Ведь санкции не работают.

Страны-партнеры периодически встречаются и обсуждают эти вопросы. Обсуждалось и возможное ужесточение санкций. Пока что общая позиция заключается в том, что мы придерживаемся нашей выбранной точки зрения.

- В одном интервью вы сказали, что ваш визит в Россию вам нужно координировать и обсуждать с вашими союзниками, и это никогда не будет вашим собственным решением. Почему вы не хотите поехать в РФ?

Я не говорю, что я никогда не поеду в Россию. Просто при нынешних отношениях между ЕС и РФ мы тщательно координируем наши дипломатические шаги в отношении России, и именно это я и сказала. Может представится случай - скажем, ратификация договора о границе между Эстонией и РФ, кто знает.

- В Эстонии, как известно, большая русскоязычная община. Некоторые люди до сих пор имеют так называемый статус "неграждан". Вы понимаете, почему они чувствуют себя дискриминированными?

Я не думаю, что они чувствуют себя дискриминированными, потому что иначе они решили бы эту проблему.

- Но они сами так говорят.

Нет, не говорят. Одно дело, что ты говоришь, и другое, как ты действуешь. Мы знаем, что большая доля людей, имеющих неопределенное гражданство, могут без визы путешествовать в Европу и Россию. Их паспорт дает им самую большую свободу, которую только можно иметь.

- Но у них нет политических прав.

Да, это правда. С другой стороны, в Эстонии относительно простая процедура получения гражданства. Вы учите язык до определенного уровня, проходите тестирование и получаете гражданство. Это абсолютно нормально. И добровольно не делать этого тоже абсолютно нормально. Именно потому, что мы не дискриминируем этих людей, они не предпринимают никаких шагов, чтобы вообще получить гражданство, эстонское или какое-то другое.

Мы готовы помочь им выучить эстонский язык, помочь им закрепиться в эстонском обществе. Но раз в отношении этих людей действительно нет никакой дискриминации, они могут оставаться в этом неопределенном статусе, если это именно то, чего они хотят. Также важно отметить, что с тех пор, как мы обрели независимость, количество людей, не имеющих гражданства, снизилось в три раза. Это существенное достижение.

- Сколько русских в правительстве Эстонии?

Несколько. Но я никогда не спрашивала людей из нашего правительства, у которых имена звучат как русские, действительно ли они русские. Я не знаю. Например, у моих детей фамилия Максимовский, но они не русские, они эстонцы. Может быть и так, что фамилия эстонская, а человек русский, как, например, в случае с одним министром.

- Вы можете назвать этого министра? Я просмотрела список всех министров в правительстве и так и не поняла, русские они или эстонцы.

- Потому что все имена эстонские.

Нет, Евгений Осиновский - однозначно русское имя и фамилия. Но я разговариваю с ним на чистом эстонском языке. И я не знаю, какой он национальности. Честно говоря, я никогда не спрашивала.

- Необходимо ли делать больше для того, чтобы упростить процесс интеграции русских, у которых до сих пор неопределенное гражданство?

Контекст

Мы предлагаем возможность учить эстонский язык и через наше общественно финансируемое русскоязычное вещание также даем понять, что путь открыт, приглашение сделано. Каждый, кто хочет, может принять это приглашение, выполнить критерии и получить гражданство.

- Теперь у меня есть несколько гипотетических вопросов. Что если вам позвонит Владимир Путин?

Я подойду к телефону и поговорю с ним, а потом я дам знать всем своим партнерам и союзникам, зачем он звонил, и о чем мы говорили.

- Что если Россия присоединится к НАТО?

Я не вижу логики в этом вопросе.

- Что если президентом Эстонии станет русский по происхождению?

Ваши корни, язык, на котором вы говорите, не имеют значения. Нет никакой проблемы в том, чтобы Эстонию возглавлял эстонец, латыш, финн. Вы - эстонский гражданин, вы взаимодействуете с эстонским обществом на эстонской платформе. Для нас этого достаточно.

- Два года назад в этой самой комнате я брала интервью у тогдавшнего президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса. Мы говорили по-английски, но два слова он сказал по-русски: это были слова "дезинформация" и "некультурно". Какие слова, на ваш взгляд, лучше всего определяют современную Россию?

Русские люди - это люди с великой культурой, у них отличное чувство юмора. В России прекрасная научная сфера. Я очень ценю русских людей. Если я думаю о российском государстве, то на сегодняшний день это угроза для ценностно-ориентированной системы международной безопасности. Но в моем понимании эти два аспекта полностью разделены.

Полная версия интервью:

Смотреть видео 15:21

Президент Эстонии в "Немцова.Интервью": Россия – угроза для системы международной безопасности

  • "Железный меч" в Литве

    В Литве до 2 декабря проходят военные учения "Железный меч" ("Iron Sword") сил НАТО, в которых, помимо литовских военнослужащих, принимают участие солдаты из Германии, США, Великобритании и Польши. В Литве разместится дополнительный батальон сил НАТО. На фото: военные учения солдат НАТО, которые прошли в литовском местечке Рукла этой осенью.

  • Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    Россия укрепляет свои позиции на Балтике

    Группировка войск в Калининградском особом районе в 2016 году была усилена дивизионом берегового ракетного комплекса "Бастион". На вооружение Балтийского флота в 2016 году, по утверждению российского Минобороны, пришли новые ракетные комплексы. На фото: летние учения российской армии на Балтике

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    Наращивание сил с обеих сторон

    На этой инфографике видно, что с обеих сторон ведется наращивание военного потенциала. Россия на своих западных границах формирует три новых дивизии общей численностью до 30 тысяч военнослужащих. НАТО отправляет четыре батальона в страны Балтии и в Польшу, каждый численностью по тысяче солдат.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    НАТО устанавливает систему ПРО в Европе

    В Румынии в 2016 году заработала наземная база противоракетной обороны "Иджис". Аналогичная станция есть в Польше. Вместе с рядом других наземных объектов, а также группой эсминцев румынская база является составной частью программы построения европейской поэтапной адаптивной системы противоракетной обороны (ПРО). Россия считает, что ПРО направлена против нее.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    "Искандеры" в Калининграде

    Между тем Россия продолжает укреплять Калининградскую область. Министерство обороны РФ объявило о том, что реализует намерение разместить в западном эксклаве ракетные комплексы "Искандер-М". По данным Минобороны, они способны поражать цели на расстоянии до 500 км, "Искандеры" могут быть оснащены двумя типами ракет - баллистическими и крылатыми, а также теоретически нести ядерный боезаряд.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    Латвия потратится на оборону

    Осенью в различных точках Латвии проходили военные учения, в том числе совместные маневры военнослужащих НАТО "Серебряная стрела". На фото: министр обороны Латвии Раймондс Бергманис (в центре) и военнослужащие США после военных учений в латвийском местечке Адажи. Бергманис может рассчитывать в 2017 году на то, что расходы на оборону вырастут почти на 100 миллионов евро.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    Новые дивизии

    Долгое время после распада Советского Союза численность российской армии сокращалась. Но объявление о создании новых дивизий, прежде всего вблизи российско-украинской границы, может повернуть этот тренд вспять. Специалисты пока не знают, как Минобороны собирается укомплектовать новые дивизии личным составом. Необходимо найти порядка 30 тысяч военнослужащих дополнительно.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    Крупные учения в Польше

    В балтийском регионе этим летом прошли крупные военные учения НАТО под названием "Baltops". В них принимали участие военнослужащие из 17 стран - всего свыше 6000 солдат. Генсек альянса Йенс Столтенберг сообщил, что в планах блока перевести на усиленный режим службы несколько сотен тысяч солдат в странах-членах организации.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    От гаубиц до тяжелых бомбардировщиков

    Россия активно тестирует и вводит на вооружение новые виды военной техники. Это и истребители Су-35С, и зенитно-ракетные комплексы "Тор", "Панцирь-С", ПЗРК "Верба", реактивные системы залпового огня "Торнадо-Г" и беспилотники. Сейчас уровень перевооружения армии, по данным российского Минобороны, составляет 50 процентов.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    "Мы не в состоянии холодной войны с Россией"

    В недавнем интервью DW Йенс Столтенберг заявил, что НАТО не находится в состоянии холодной войны с Россией, призвав к поиску более умеренного определения. Масштабы наращивания военного потенциала обеими сторонами, действительно, несравнимо меньше, чем когда полным ходом шла гонка вооружений между СССР и НАТО, о чем напоминает эта графика времен ГДР.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!