Рентабельность инвестиций roi представляет собой отношение. Как рассчитать рентабельность инвестиций

Рентабельность инвестиций roi представляет собой отношение. Как рассчитать рентабельность инвестиций

Коэффициенты рентабельности являются основными показателями характеризующими прибыльность предприятия и эффективность его различных элементов. Показатели рентабельности являются относительными показателями, то есть представляют собой отношение статей дохода к видам деятельности, объемам продаж, размеру имущества и т.д.

Анализ коэффициентов рентабельности осуществляется с помощью исследования исторической динамики изменения, направленности и темпов.
В данной статье будут рассмотрены основные коэффициенты рентабельности предприятия, которые используются в финансовом анализе.

Коэффициент рентабельности активов (ROA )

Иностранная аббревиатура ROA – Return on assets. Данный коэффициент характеризует, сколько чистой прибыли предприятия приходится на 1 рубль активов, другими словами какова прибыльность имущества предприятия. Коэффициент рентабельности активов показывает результативность функционирования менеджеров предприятия и эффективности принимаемых решений руководством и собственниками предприятия (организации). Формула расчета коэффициента рентабельности активов имеет вид:
Коэффициент рентабельности активов (ROA) = Чистая прибыль / Средние активы предприятия
ROA = стр. 190 / (0,5 * (стр. 300 на начало года + стр. 300 на конец года))

Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE )
Иностранная аббревиатура ROE - Return on shareholders’ equity. Данный показатель характеризует, сколько чистой прибыли приходится на капитал предприятия, который включает в себя как собственный, так и заемный. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет сравнить между собой различные варианты инвестиционного вложения по степени прибыльности, например, инвестиции в уставной капитал предприятия, инвестиции в депозиты, акции, облигации, недвижимость и т.д. Формула расчета коэффициента рентабельности собственного капитала следующая:
Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) = Чистая прибыль / Средний собственный капитал
ROE = стр. 190 Форма №2 / (0,5*(стр.490 на начало года + стр. 490 на конец года))

Более подробно про коэффициент рентабельности собственного капитала ROE и факторный анализ рентабельности вы можете посмотреть в статье

Коэффициент рентабельности оборотных активов (RCA )
Иностранная аббревиатура коэффициента рентабельности активов – Return on Currency Assets, который переводится как рентабельность от текущих активов. Данный коэффициент показывает прибыльность оборотных активов, то есть, сколько прибыли приносит единица оборотных активов. Формула расчета коэффициента рентабельности оборотных активов следующая:
Коэффициент рентабельности оборотных активов = Чистая прибыль / Оборотные активы
RCA = стр. 190 Форма №2 / стр. 290 Форма №1

Коэффициент рентабельности внеоборотных активов (RFA )
Показатель рентабельности внеоборотных активов - Return on fixed assets (RFA), показывает какую прибыль дают внеоборотные активы предприятия. Так как оценивается эффективность внеоборотных активов, то данный коэффициент показывает степень эффективности использования долгосрочных фондов предприятия, таких как здания, сооружения и т.д. Формула расчета коэффициента рентабельности внеоборотных активов.
Коэффициент рентабельности внеоборотных активов = Чистая прибыль / Долгосрочные активы
RFA = стр. 190 Форма №2 / стр. 190 Форма №1

Коэффициент рентабельности инвестиций (ROI )
Коэффициент рентабельности инвестиций Return on investment – ROI показывает прибыльность предприятия при использовании заемного и собственного капитала. Другое название коэффициента рентабельности инвестиций – это коэффициент рентабельности постоянного капитала. Данный показатель отражает конкурентоспособность предприятия генерировать прибыль в рыночной экономике.
Рентабельность инвестиций = Чистая прибыль / Собственный капитал + Долгосрочные обязательства
ROI = стр.190 Форма №2 / (стр.490 +стр.590)

Коэффициент рентабельности продаж (ROS )
Коэффициент рентабельности продаж показывает прибыльность от продажи основной продукции предприятия. Показатель оценивает эффективность продаж продукции предприятия. Формула расчета показателя:
Коэффициент рентабельности продаж = Прибыль от реализации / Выручка
ROS = стр.50 Форма №2 / стр.10 Форма №2

Коэффициент рентабельности продукции (ROM )
Коэффициент рентабельности продукции показывает отношение чистой прибыли предприятия к себестоимости продукции и имеет следующий вид:
Коэффициент рентабельности продукции = Чистая прибыль / Себестоимость
ROM = стр.190 Форма №2 / стр.20 Форма №2

Коэффициент бухгалтерской рентабельности от обычной деятельности
Показатель определяет сколько рублей приходится на 1 рубль реализованной продукции предприятия (организации). Формула расчета следующая:
Коэффициент бухгалтерской рентабельности от обычной деятельности = Прибыль до налогообложения / Выручка от продажи товаров
Коэффициент бухгалтерской рентабельности = стр.140 Форма №2 / стр.10 Форма №2

Коэффициент рентабельности персонала (ROL )
Коэффициент рентабельности персонала показывает эффективность труда сотрудников в создании прибыли предприятия (организации).
Коэффициент рентабельности персонала = Чистая прибыль / Среднесписочная численность персонала
Численность персонала определяется по форме №5 бухгалтерского баланса.

Коэффициент чистой рентабельности
Коэффициент чистой рентабельности показывает прибыльность предприятия по созданию нормы чистой прибыли на 1 рубль реализованной продукции. Данный коэффициент сильно коррелируется с коэффициентом бухгалтерской рентабельности. Формула расчета следующая:
Коэффициент чистой рентабельности = Чистая прибыль / Выручка от продажи товаров
Коэффициент чистой рентабельности = стр.190 Форма №2 / стр.10 Форма №2

Коэффициент валовой рентабельности
Показатель определяет сколько рублей валовой продукции создается на 1 рубль проданной и реализованной продукции. Коэффициент валовой рентабельности рассчитывается по формуле:
Коэффициент валовой рентабельности = Валовая прибыль / Выручка от продажи товаров
Коэффициент валовой рентабельности = стр.029 Форма №2 / стр.10 Форма №2

Коэффициент рентабельности затрат
Коэффициент рентабельности затрат показывает отношение прибыли до налогооблажения к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Формула расчета следующая:
Коэффициент рентабельности затрат = Прибыль до налогооблажения / Полная себестоимость проданных товаров
Коэффициент рентабельности затрат = стр. 140 Форма №2 / (стр.20 Форма №2 +стр.30 Форма №2 +стр.40 Форма №2)

Рентабельность инвестиций – один из базовых экономических показателей, на которые опираются инвесторы и предприниматели, чтобы оценить эффективность бизнеса, финансового инструмента или другого актива. Так как инвестиции подразумевают под собой долгосрочные вложения, потенциальному бизнес-ангелу важно знать, как быстро окупятся его вложения и какой доход принесут в перспективе.

Для чего высчитывается рентабельность инвестиций

Коэффициент возврата инвестиций, или ROI (Return On Investment), постоянно отслеживается предпринимателями и инвесторами с одной простой целью: определить, насколько эффективно приносит доход то или иной актив.

ROI — Коэффициент возврата инвестиций

ROI достаточно универсальный способ, чтобы выяснить:

  • стоит ли вкладывать деньги в определенный стартап;
  • настолько оправданы модернизация или расширение бизнеса;
  • насколько эффективна рекламная кампания, которая проводится в оффлайне или онлайне;
  • стоит ли приобретать акции определенной кампании;
  • оправдано ли приобретение пая в ПИФе и так далее.

Используя показатели, находящиеся в свободном доступе и доступные для анализу каждому, можно легко вычислить коэффициент ROI и сделать соответствующий вывод. Если ROI меньше 100%, то этот финансовый актив неэффективен. Если больше 100 – то эффективен.

Обычно для расчетов достаточно следующих данных:

  • себестоимость продукта (включает в себя не только затраты на производство, но и оплату труда работников, стоимость доставки до склада и до точки реализации, страховку и так далее);
  • доход (то есть прибыль, полученная непосредственно с реализации одной единицы товара или услуги);
  • сумма инвестиций (итоговая сумма всех вложений, например, затраты на рекламу или на презентацию);
  • цена актива в момент приобретения и в момент продажи (этот показатель имеет большее значение не для бизнесменов, а для инвесторов, которые используют колебания в цене на актив – акцию, валюту, долю в бизнесе и так далее – для его перепродажи и получения прибыли).

Для бизнесменов при анализе продукции вычисление ROI имеет особый смысл. При широком ассортименте товаров или услуг аналитики проводят анализ каждой группы товаров по различным показателем. В результате, если говорить упрощенно, выясняется, что продается хуже, а что лучше. Иногда владельцы бизнеса делают для себя интересные открытия. Так, может выясниться, что низкомаржинальные товары приносят больший доход, чем высокомаржинальные, хотя по отчетам в абсолютных цифрах всё выглядит по-другому.

В зависимости от полученных результатов можно выработать стратегию действий: усилить те позиции, где самый высокий ROI для получения еще большей прибыли, или «подтянуть» слабые позиции, чтобы «подтянуть» бизнес в целом.

Существует несколько формул вычисления ROI. Самая простая, которую используют инвесторы и маркетологи, выглядит так:

ROI = (доход – себестоимость) / сумма инвестиций * 100%.

Эту же формулу можно выразить несколько по-другому, если нужно оценить финансовые активы, себестоимость которых меняется со временем (например, акции):

ROI = (прибыль от инвестиций – сумма инвестиций) / сумма инвестиций * 100%.

Данные формулы рассчитаны на краткосрочную перспективу, то есть предназначены для вычисления эффективности на данный временной отрезок. Но часто бывает так, что для более точного значения коэффициента ROI нужно добавить период. Тогда данные формулы преобразуются в следующий вид:

ROI = (Сумма инвестиции к концу периода + Доход за выбранный период – Размер осуществленной инвестиции) /Размер осуществленной инвестиции * 100%.

Для некоторых финансовых активов больше подходит следующая формула:

ROI = (Прибыль + (Цена продажи – Цена покупки)) / Цена покупки * 100%.

Таким образом, эти формулы достаточно гибкие, чтобы можно было подставлять самые разные значения и использовать их в различных ситуациях для различных финансовых инструментов.

Один из простых примеров вычисления коэффициента ROI, когда нужно сопоставить эффективность продажи различных товаров в одной торговой точки.

Например (товары и цены – условные).

Для вычисления ROI использовалась следующая формула:ROI = (прибыль – себестоимость) * число покупок / расходы * 100%.

Анализ полученных данных готовит владельцу торговой точки много интересных открытий. Так, продажа велосипедов ему явно убыточна, самокатов – прибыльна, а коньки не приносят ни расхода, ни дохода.

Для того, чтобы исправить «слабую» позицию, ему нужно либо уменьшать расходы (например, найти более дешевого поставщика), либо увеличить цену продажи. Что касается коньков, то тут надо подумать. Если это лето, число малых продаж может оправдываться тем, что «не сезон». Осенью нужно будет провести аналогичный мониторинг еще раз.

Для акций высчитывание коэффициента ROI будет следующим.

Используем формулу ROI = (Дивиденды + (Цена продажи – Цена покупки)) / Цена покупки * 100%.

Из анализа приведенной таблицы держателю акций можно сделать несколько выводов. Несмотря на то, что цена на акцию могла повышаться, неполучение дивидендов по ней приводит к низкому показателю ROI, несмотря на то, что сделка в целом выглядит прибыльной. И, напротив, получение дивидендов привело к большому показателю ROI несмотря на то, что стоимость одной акции снизилась.

Данный пример отлично иллюстрирует основной принцип вложения в акции: их долгосрочность.

Достоинства и недостатки ROI

Коэффициент рентабельности инвестиций помогает инвесторам и потенциальным совладельцам бизнеса оценить, насколько эффективен проект. Чем выше коэффициент ROI, тем привлекательнее проект выглядит в глазах других участников финансового рынка.

Помимо этого, индекс рентабельности имеет еще несколько ярко выраженных достоинств:

  • учитывает временной фактор, то есть изменение стоимости активов во времени, прибыль, полученную за время измерения;
  • рассматривает сумму всех эффектов от инвестиций, а не только краткосрочную прибыль;
  • позволяет адекватно на одном уровне оценивать проекты с различными масштабами производства или продажи, например, крупный завод и небольшой цех, бутик по продаже модных сумочек и гипермаркет одежды;
  • позволяет учитывать в своей формуле проценты, которые придется отдавать за использование заемных средств;
  • гибкая формула позволяет использовать различные показатели и видоизменять ее в зависимости от необходимости.

Вместе с тем данный коэффициент не лишен недостатков:

  • сам по себе ROI не дает какую-то оценку прибыльности бизнеса или финансового инструмента (что ярко видно на примере акций);
  • коэффициент ROI не учитывает эффект обесценивания денег;
  • невозможно предугадать процент инфляции, так что долгосрочные прогнозы довольно туманны (но можно опираться на среднегодовой процент инфляции).

Значение ROI вкупе с остальными показателями позволяет здраво оценивать, насколько доходным будет финансовый инструмент и стоит ли рисковать своими деньгами и временем для вложения в очередной проект.

Любой инвестор согласится, что рентабельность инвестиций – необходимое условие эффективного управления деньгами, без которого невозможно достичь успеха и своей главной цели – . Показатель рентабельности имеет ценность только в том случае, если он проверяем и прогнозируем. В теории и практике инвестирования выработан целый ряд коэффициентов и индексов, которыми можно пользоваться при планировании и подсчете . Этим важным для частного инвестора показателям мы посвятим сегодняшнюю статью и ответим в ней на следующие вопросы:

  • Что это такое рентабельность инвестиций;
  • Коэффициент ROI и по какой формуле считать;
  • Что представляет собой индекс рентабельности PI.

Зачем нужно рассчитывать рентабельность инвестиций

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Понятие имеет множество названий, каждое из которых имеет право на существование и часто зависит от отрасли, в которой применяется: возврат на инвестиции, прибыль на инвестированный капитал, окупаемость инвестиций, норма доходности, доходность инвестированного капитала и др. Я предпочту использовать словосочетание «рентабельность инвестиций», потому что оно ближе по смыслу той деятельности, которой я занимаюсь. Любой инвестор, независимо от располагаемых финансовых ресурсов, ставит целью своих инвестиций получение прибыли. Казалось бы, все просто: нужно в конце срока инвестирования иметь на балансе капитал, который будет больше вложенного. Однако для достижения поставленной цели, необходимо учесть ряд факторов, которые влияют на финансовый результат:

  • Планируемый срок окупаемости проекта;
  • Доходность инвестиционного проекта;
  • Стоимость привлекаемых инвестором денег;
  • Издержки и риски, которые берет на себя инвестор в течение срока инвестирования.

Опытный инвестор рассчитывает, а затем отслеживает рентабельность своих вложений, чтобы выяснить:

  • Стоит ли вкладывать деньги в ?
  • Оправдан ли риск вложений в тот или иной ?
  • Насколько эффективными будут инвестиции в модернизацию ?
  • Станет ли результативной маркетинговая кампания?
  • Окупится ли кредит, взятый с целью инвестирования?

Коэффициент ROI и как он считается

Наиболее используемым показателем, отражающим рентабельность инвестиций, является коэффициент ROI (Return on Investment) , возврат на вложенный капитал. В Российскую финансовую систему он впервые пришел из отчетности «дочек» . ROI занимает центральное место в отчетах об эффективности использования капитала, ведь именно этот коэффициент объективно отражает, сколько прибыли или финансовых потерь получат акционеры по итогам работы компании.

Коэффициент имеет двоякий экономический смысл: его анализ важен как для действующих инвесторов, которые отслеживают текущую рентабельность и результаты своего проекта, так и для инвесторов потенциальных, которые оценивают прибыльность или убыточность вложений прежде, чем принять решение об инвестировании. На фондовом рынке ROI сигнализирует о качестве финансовых показателей того или иного эмитента. На рынке Forex использование коэффициента поможет просчитать потенциальную доходность инвестиционного портфеля. Финансовый результат, особенно на Forex, не может быть гарантированным, но даже здесь применение ROI дает общую картину окупаемости, с учетом имеющейся статистики и возможных .

Формула ROI выглядит так:

ROI = (Доход — Себестоимость) * 100%
Сумма инвестиций

Говоря проще, чистую прибыль делим на сумму инвестиций и умножаем на 100%. Для того чтобы наглядно показать практическое значение расчета рентабельности капитала, приведем простой пример. Вы вложили в управляющего 1000$. Через год вы рассчитываете вывести все средства в объеме 1400$, не снимая профит в течение всего периода инвестирования и не вводя дополнительных инвестиций. Примем во внимание, что ваш должен учитывать прямые издержки, понесенные в течение периода инвестирования. Это могут быть комиссии за ввод/вывод, конверсию, вознаграждение управляющего. Применяем формулу ROI к альтернативным счетам других управляющих и считаем по ним потенциальную доходность.

Счета Сумма инвестиций, $ Вес в инвестированном портфеле Расходная часть, $ Планируемый доход, $ ROI, %
Счет 1 1000 0.38 200 1400 120%
Счет 2 500 0.17 190 650 92%
Счет 3 1200 0.45 450 1600 85.2%
Портфель 2700 1.0 840 3650 99%

Из таблицы понятно, что счета 2 и 3 имеют коэффициент ниже 100% и их включение в под вопросом. Средний по портфелю ROI, с учетом весов инвестированных средств, близок к 100% (точка выхода в безубыток при выводе прибыли), благодаря счету 1. С помощью данного коэффициента можно также посчитать, на основании статистики прошлых периодов, потенциальную окупаемость инвестиций в биржевые акции той или иной компании либо составленного из акций портфеля (с учетом весов по количеству акций в портфеле). В приведенном выше расчете несложно заметить целый набор недостатков:

  • не берутся в расчет торговые и неторговые риски;
  • не учитывается разница в стоимости денежных средств на этапе инвестирования и в момент вывода прибыли;
  • при составлении портфеля, не учитываются веса планируемой доходности счетов, только веса по объему инвестированных средств.

Впрочем, на коэффициент ROI и не возлагается такой функции. Он эффективен только при использовании вкупе с другими показателями. Например, с учетом максимальной просадки, конъюнктуры рынка или возможных перспектив бизнеса, даже несмотря на отрицательные значения ROI в текущий момент. Если же нам нужно оценить уже завершенный инвестиционный проект, формула приобретает такой вид:

Допустим, вы купили акций определенной компании на 100к руб. В течение трех лет суммарно вы получили 80к. руб. прибыли за счет , с учетом налогов и комиссий. Продали пакет за 130к руб.

Плюсуем прибыль и разницу между ценой продажи и ценой покупки, делим на цену приобретения, умножаем на 100 %.

Индекс рентабельности PI как индикатор рентабельности

Далее, переходим к анализу еще одного распространенного индикатора – индекса рентабельности инвестиций PI (Profitability Index). Для контроля рентабельности проекта, инвестор должен проводить анализ PI на всех этапах инвестирования: в момент выбора объекта, сравнения с альтернативами, реализации и завершения. Если значение индекса больше 1, проект считается прибыльным. Если меньше 1 – убыточным. Если же индекс равен единице, необходимо провести более тщательный анализ прочих факторов рентабельности.

Определяется PI так:

NPV (Net Present Value) – чистая текущая стоимость инвестиций. Из русскоязычных аналогов NPV чаще всего встречается аббревиатура ЧДД – чистый дисконтированный доход. IC – инвестиции в проект (Invested Capital).


где:

CFt – (Cash Flow) в t-м году;

N – длительность жизненного цикла проекта (в месяцах, годах);

R – от слова Rate, ставка или норма дисконтирования.

Ставка дисконтирования — это цена в процентных пунктах, которую инвестор готов заплатить за издержки и риски проекта. Эту ставку можно назвать также стоимостью фондирования инвестиций. Она может иметь в своей основе только ставку по кредиту, но стоит предусмотреть и иные издержки: валютные и политические риски, человеческий фактор при реализации бизнес-плана и др. В любом случае, планируемая инвестором доходность проекта должна быть выше ставки дисконтирования, а дисконтированный денежный поток суммарно должен быть больше вложенных инвестиций вместе с затратами.

В качестве примера, попробуем подставить в формулу реальные данные. Допустим, вы инвестировали 300$ на 3 года. Банковский кредит обошёлся вам в 13% годовых (не рекомендую вкладывать кредитные деньги). Поскольку других затрат на привлечение средств у вас не было, мы условно приравняем это к ставке дисконтирования. Денежный поток прогнозируем, исходя из статистики аналогичных проектов и учитывая максимально возможное число факторов (риски, издержки, и т.п.). В первую очередь вычисляем коэффициент дисконтирования вложенной суммы, для каждого года инвестиционного цикла, по формуле 1 (1+R) t . В момент инвестирования 300$ мы имеет коэффициент дисконтирования, равный единице. По результатам первого года получаем коэффициент 1 (1+R) 1 = 0.885, для второго года 1 (1+R) 2 = 0.783, для третьего — 1 (1+R) 3 = 0.693. Переводим инвестиционный план в таблицу:

Год Cash Flow Коэффициент дисконтирования Дисконтированный денежный поток
-300 1 -300
1 110 0.885 97,35
2 135 0.783 105,71
3 156 0.693 108,11
ЧДД 11,17

Проект пригоден к реализации, так как NPV положительный. Делаем вывод, что чем выше ставка дисконтирования, тем ниже NPV. Индекс PI удобен при выборе из ряда альтернативных проектов того, что обеспечит наибольшую эффективность вложений. Он позволяет ранжировать проекты, имеющие схожие значения NPV. В отличие от коэффициента ROI, он учитывает риски, через применение ставки дисконтирования, а также оценивать будущие денежные потоки, с помощью коэффициента дисконтирования. Данный инструмент пригоден как для составления бизнес-плана, так и для выбора прибыльного объекта инвестирования. Недостатком PI можно назвать сложность прогнозирования ставки дисконтирования, которая иногда зависит от неконтролируемых факторов: стоимость заемных ресурсов, курсы валют, санкции.

Также в рамках формулы PI непросто спланировать будущие денежные потоки, которые могут сократиться в будущем по объективным причинам. Неточность в расчетах естественным образом возрастает при больших сроках инвестирования. Здесь полезно отметить, что в российской практике инвестирования, оценка NPV показывает, что окупаемость вложений не должна превышать 3-4 лет в зависимости от рисков. Для банковского потребительского кредитования максимальный цикл возврата инвестиций может достигать пяти лет. Это связано с большой и . Все это негативно влияет на прогнозируемость ставки дисконтирования и денежного потока. Если же говорить о , то в развитых странах положительный индекс PI планируется на горизонте от 7 лет и более.

P.S.

Всем рентабельных инвестиций!

Рассмотрим такой важный инвестиционный показатель как индекс доходности, данный показатель используется для оценки эффективности инвестиций, бизнес-планов компаний, инвестиционных и инновационных проектов.

Индекс доходности (англ . PI, DPI, Present value index, Profitability Index, benefit cost ratio ) – показатель эффективности инвестиции, представляющий собой отношение дисконтированных доходов к размеру инвестиционного капитала. Другие синонимы индекса доходности, которые несут аналогичный экономический смысл: индекс прибыльности и индекс рентабельности.

Индекс доходности инвестиции. Формула расчета

PI (Profitability Index ) – индекс доходности инвестиционного проекта;

NPV (Net Present Value ) – чистый дисконтированный доход;

n – срок реализации (в годах, месяцах);

r – ставка дисконтирования (%);

CF (Cash Flow ) – денежный поток;

IC (Invest Capital ) – первоначальный затраченный инвестиционный капитал.




Существует модификация формулы индекса доходности инвестиционного проекта, которая позволяет учесть не единовременные затраты (вложения) в первом периоде времени, а вложения в течение всего срока реализации проекта. Для этого все последующие инвестиционные затраты дисконтируются. В результате формула будет иметь следующий вид:

где:

DPI (Discounted Profitability Index ) –дисконтированный индекс доходности; NPV – чистый дисконтированный доход; n – срок реализации (в годах, месяцах); r – ставка дисконтирования (%) инвестиции; IC – первоначальный затраченный инвестиционный капитал.

Сложности оценки индекса доходности на практике

Основная сложность расчета индекса доходности или дисконтированного индекса доходности заключается в оценке размера будущих денежных поступлений и нормы дисконта (ставки дисконтирования).

На устойчивость будущих денежных потоков оказывают влияние множество макро-, микроэкономических факторов: сезонность спроса и предложения, процентные ставки ЦБ РФ, стоимость сырья и материалов, объем продаж и т.д. В настоящее время на размер будущих денежных потоков ключевое значение оказывает уровень продаж, на который влияет маркетинговая стратегия фирмы.

Существует множество различных подходов оценки ставки дисконтирования. Сама по себе ставка дисконтирования отражает временную стоимость денег и позволяет привести будущие денежные платежи к настоящему времени. Так если проект финансируется только на основе собственных средств, то за ставку дисконтирования принимают доходности по альтернативным инвестициям, которая может быть рассчитана как доходность по банковскому вкладу, доходность ценных бумаг (CAPM), доходность от вложения в недвижимость и т.д. При финансировании проекта за счет собственных и заемных средств используют метод WACC. Более подробно методы оценки ставки дисконтирования рассмотрены в статье « ».

Что показывает индекс доходности?

Показатель индекс доходности показывает эффективность использования капитала в инвестиционном проекте или бизнес плане. Оценка аналогична как для индекса доходности (PI) так и для дисконтированного индекса доходности (DPI). В таблице ниже приводится оценка инвестиционного проекта в зависимости от значения показателя DPI.

Значение показателя Оценка инвестиционного проекта
DPI<1 Инвестиционный проект исключается из дальнейшего рассмотрения
DPI=1 Доходы инвестиционного проекта равны затратам, проект не приносит ни прибыли ни убытков. Необходима его модификация
DPI>1 Инвестиционный проект принимается для дальнейшего инвестиционного анализа
DPI 1 >DPI 2 Уровень эффективности управления капиталом в первом проекте выше, нежели во втором. Первый проект имеет большую инвестиционную привлекательность

Мастер-класс: “Как рассчитать индекс доходности для бизнес плана”

Оценка индекса доходности инвестиции в Excel

Рассмотрим пример оценки индекса доходности с помощью программы Excel. Для этого необходимо рассчитать две составляющие показателя: чистый дисконтированных доход и чистые дисконтированные затраты (если они присутствовали в течение срока реализации проекта). Рассмотрим два варианта расчета в Excel индекса доходности.

Первый вариант расчета индекса доходности следующий:

  1. Денежный поток CF (Cash Flow) =C8-D8
  2. Дисконтированный денежный поток =E8/(1+$C$4)^A8
  3. Чистый дисконтированный денежный поток (NPV) =СУММ(F8:F16)-B7
  4. Индекс доходности (PI) =F17/B7

На рисунке ниже показан итоговый результат расчета PI в Excel.

Расчет в Excel индекса доходности (PI) инвестиции

Второй вариант расчета индекса доходности инвестиционного проекта заключается в использовании встроенной финансовой формулы в Excel – ЧПС (чистая приведенная стоимость) для расчета чистого дисконтированного дохода (NPV). В результате формулы расчета будут иметь следующий вид:

  1. Дисконтированный денежный поток (NPV) =ЧПС(C4;E7:E16)-B7
  2. Индекс прибыльности (PI) =E17/B7

Второй вариант расчета индекса доходности (PI) в Excel

Как видно, расчет по двум методам привел к аналогичным результатам.



(расчет коэффициентов Шарпа, Сортино, Трейнора, Калмара, Модильянки бета, VaR)
+ прогнозирование движения курса

Как произвести экспресс-оценку любого бизнес плана?

Все бизнес-планы включают в себя финансовый план, который оценивают с помощью инвестиционных показателей эффективность вложения для инвестора. Финансовый план и его показатели являются самыми значимыми для принятия решения о финансировании проекта. Чтобы быстро оценить любой бизнес-проект на уровень инвестиционной привлекательности следует рассмотреть четыре показателя: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли, индекс доходности и дисконтированный период окупаемости. Если выполняются условия по данным показателям, то инвестиционный проект может быть уже более детально проанализирован на характер и природу получения денежных потоков, систему менеджмента, маркетинга и продаж.

Преимущества и недостатки индекса доходности инвестиционного проекта

Преимущества индекса доходности следующие:

  • Возможность сравнительного анализа инвестиционных проектов различных по масштабу.
  • Использование ставки дисконтирования для учета различных трудноформализуемых факторов риска проекта.

К недостаткам индекса доходности можно отнести:

  • Прогнозирование будущих денежных потоков в инвестиционном проекте.
  • Сложность точной оценки ставки дисконтирования для различных проектов.
  • Сложность оценки влияния нематериальных факторов на будущие денежные потоки проекта.


(расчет коэффициентов Шарпа, Сортино, Трейнора, Калмара, Модильянки бета, VaR)
+ прогнозирование движения курса

Резюме

В современной экономике возрастает роль оценки инвестиционных проектов, которые становятся драйверами для увеличения будущей стоимости компаний и получения дополнительной прибыли. В данной статье мы рассмотрели показатель индекс прибыльности, который является фундаментальным в системе выбора инвестиционного проекта. Так же на примере разобрали, как использовать Excel для быстрого расчета данного показателя для проекта или бизнес-плана.

Сейчас только ленивый не интересуется инвестициями, то есть такими вложениями финансов, чтобы всерьез и надолго, ну и конечно, прибыльно.

Рентабельность инвестиций — это уровень доходности вложений, при котором затраты не только покрываются доходами, но дают еще и прибыль.

Опытные инвесторы заранее до вкладывания денег прибегают к расчетам возможной эффективности с помощью специальных показателей и формул.

Коэффициент рентабельности инвестиций — весьма популярен, универсален и несложен в расчетах. Этот относительный показатель лучше всего применять в сравнении: либо с другими предприятиями отрасли, либо с плановым уровнем, либо в динамике за предыдущие периоды.

Подробнее о формулах и примерах расчета, об интерпретации полученных результатов – в статье.

Что такое рентабельность инвестиций

Рентабельность инвестиций – один из основных критериев, который учитывается при принятии решения о целесообразности вложения средств.


Главная цель инвестирования – получение прибыли, поэтому важно понимать, когда вложенные средства окупятся и какой доход они могут приносить в будущем. При маленьких показателях рентабельности имеет смысл рассматривать другие варианты инвестирования, потому что соотношение рисков к прибыли будет слишком высокое.

Понятие

Рентабельность инвестиций – комплексный показатель эффективности вложений, при котором оценивается соотношение полученной прибыли к затратам. Выгодные вложения должны не только покрывать затраты доходами, но и давать прибыль сверх этого.

Инвесторам следует обязательно определять рентабельность инвестиций в маркетинг или любую другую сферу. Игнорирование этого показателя может привести к убыточности проекта или более длительному периоду окупаемости.

Доходность можно оценить относительными или абсолютными показателями. Абсолютные показывают прибыль в денежных единицах, а относительные сравнивают ее со всеми затратами (денежными, материальными, трудовыми и другими).

Рентабельность относится к относительным показателям и может выражаться в процентах или как коэффициент рентабельности инвестиций. Зная такие показатели, можно сделать вывод об эффективности или целесообразности использования средств:

  1. Составляя расчет, необходимо сравнивать полученные результаты с плановыми цифрами, при правильном планировании они должны приблизительно совпадать.
  2. Учитывается также и рентабельность инвестиций за прошлые периоды, что дает возможность делать прогнозы на будущее или вовремя выявить существующие проблемы.
  3. Опытные инвесторы обращают внимание на показатели работы других организаций выбранной отрасли, чтобы понимать уровень развития и конкурентоспособности своего предприятия.

После оценивания перспектив со всех сторон делается общий вывод об эффективности использования вложенных средств.

Формулы расчета

Она включает следующие составляющие:

  • Прибыль – все доходы, которые получены за время инвестирования.
  • Цена приобретения и цена продажи – цены, по которым актив покупается и продается,соответственно.
Формула применима к любому виду деятельности, необходимо лишь знать себестоимость продукции, доход компании и затраты на маркетинг и другое.

Индекс рентабельности инвестиций может рассчитываться по такой формуле:

в которой учитываются следующие показатели:
NPV – чистая стоимость инвестиций (включает норму дисконтирования, срок существования проекта),
I – сумма инвестиций.

Рассчитывая рентабельность инвестиций, формула любого типа показывает степень отдачи денежных вложений.

Этот показатель важен для любой сферы – высчитывают рентабельность инвестиций:

  1. в маркетинг,
  2. в производство,
  3. выгодность продаж и вложений собственного капитала, персонала и другое.

Важно, чтобы коэффициент рентабельности инвестиций был посчитан правильно, ведь неточный расчет может привести к потере денег.

Чтобы определить доходность вложений, нужно проанализировать все ресурсы. Это делается в несколько этапов:

  • Составляется финансовый анализ компании.
  • Рассчитывается величина инвестиций.
  • Рассчитывают количество вкладов, учитывая инфляцию и другие возможные трудности.

Общая формула выглядит так: ROI = (Доход от вложений / объем вкладов) *100%, при этом часто важен не абсолютный показатель, а его изменение в динамике.

Какой показатель считается хорошим

Какую рентабельность инвестированного капитала можно назвать хорошей? Считается, что инвестировать можно в предприятия или идеи с рентабельностью выше 20%.

Кроме того, выгодность проекта можно оценивать по показателю индекса PI. Общие правила такие:

  1. PI > 1 проект может быть перспективным и приносить хорошую прибыль, стоит рассматривать возможность инвестирования.
  2. PI = 1 целесообразность вложения средств следует изучить более внимательно, проанализировав другие показатели эффективности.

Ставка дисконтирования, которая учитывается при подсчете показателя индекса, может меняться. Чем долгосрочнее проект, тем менее прогнозируемой становится этот показатель, что увеличивает фактор неопределенности и погрешности в результатах PI.

Заключительный вывод про рентабельность инвестиций рекомендуется делать, обращая внимание на несколько показателей: PI, NPV и IRR (внутренняя норма доходности). В таком случае хорошими показателями считаются NPV > 0, PI > 1, IRR > кредитной ставки банка.

Если самому просчитать рентабельность инвестиций сложно, то следует обратиться к специалистам, которые сделают точные безошибочные расчеты. Инвестору следует определять рентабельность инвестиций как на этапе выбора проекта, так и по его завершении, чтобы узнать, оправдались ли сделанные прогнозы.

Индекс рентабельности инвестиций – один из самых простых и наглядных показателей, которые могут с большой вероятностью определить целесообразность вложения средств в проект.

Источник: "business-poisk.com"

Рентабельность инвестиций — это мера эффективности вложений

Рентабельность инвестиций или ROI – это мера, позволяющая определить эффективность инвестиции или сравнить инвестицию с альтернативой. Для расчета ROI обычно чистую отдачу (доход) делят на стоимость инвестиции. Результат предоставляется как в процентном соотношении так и как коэффициент.

Формула рентабельности инвестиций (ROI) приведена ниже:

В вышеуказанной формуле “общим доходом” является любой доход за период жизни инвестиции, а также цена продажи инвестиции.

Коэффициент рентабельности инвестиций является очень популярным показателем, потому что он универсален и легко рассчитывается. Считается, что если инвестиция имеет отрицательный показатель ROI или существуют возможности с более высоким показателем рентабельности инвестиций, то такое вложение невыгодно и должно быть отменено.

Формула расчета ROI и соответственно определение термина может быть модифицировано в зависимости от ситуации – все зависит от того, что конкретно вы включаете в общий доход и стоимость.

В широком смысле, определение термина и первоначальная формула составлены таким образом, чтобы учесть меру прибыльности инвестиции, тем не менее не существует единственно «правильного» подхода для расчета рентабельности инвестиций:

  • Например, маркетолог может сравнивать два разных продукта путем деления валовой прибыли с каждого продукта на соответствующие маркетинговые затраты.
  • Однако, финансовый аналитик может сравнить два разных продукта совершенно другим способом нежели маркетолог. Скорее всего финансовый аналитик разделит чистый доход на общую стоимость ресурсов, задействованных при производстве и продаже данного продукта.

Данная гибкость имеет и отрицательные стороны так как показателем ROI моно легко манипулировать для удовлетворения нужд оценщика, производящего расчет. При расчетах обязательно нужно понимать какие входные данные используются.

Источник: "investocks.ru"

Как рассчитать рентабельность инвестиций

Что такое рентабельность инвестиций? Это использование средств, при котором осуществляется не только покрытие затрат доходами, но также получение прибыли.

Прибыльность или доходность любого предприятия оценивается относительными или абсолютными показателями:

  1. Относительные характеризуют саму рентабельность, а также измеряются в виде коэффициента или в процентах.
  2. Абсолютные показывают прибыль, и поэтому выражаются в денежных единицах.

Так или иначе такие показатели всегда находятся под влиянием инфляции, а не величины прибыли, так как они выражаются соотношением капитала и прибыли или затрат и прибыли. Если вы делаете расчет, обязательно сопоставьте рассчитанный показатель рентабельности инвестиции с плановыми цифрами и показателями предыдущих периодов или других организаций.

Тогда вы сможете определить для себя эффективность использования своих средств, которые были вложены в развитие любого предприятия.

На сегодняшний день существует несколько трактовок данного понятия. Наличие различных формул возможно, в первую очередь, из-за различия в расчете показателя. Сегодня специалисты выделяют три основных формулы:

  • Отношение дохода до уплаты налогов и процента к объему реализации, умноженное на отношение объемов реализации и активов компании;
  • процентный показатель доходности реализации умноженный на оборачиваемость активов предприятия;
  • отношение процентов и дохода до уплаты налогов к активам компании.

В любом из вышеописанных случаев основой для улучшения показателя доходности инвестиций (показателя финансовой деятельности) остается увеличение оборачиваемости активов, а также повышение уровня рентабельности реализации продукции.

Как правильно считать

Итак, для того, чтобы определить доходность ваших вложений, вы должны провести исследование всех инвестированных ресурсов. Анализ всех ваших вложений предусматривает несколько этапов:

  1. На первом этапе вы составляете финансовый анализ компании.
  2. На втором – вы ведете прогнозный расчет величины инвестиции.
  3. На третьем – расчет всех основных показателей эффективности вкладов с учетом воздействия таких рисковых факторов как влияние инфляции, трудностей с возможной реализацией и прочее.

ROI = (Доход от вложений / объем вкладов) *100%

Учитывайте тот факт, что во многих коммерческих организациях используются другие критерии для определения вложений или дохода.

При любом раскладе, во внимание будет приниматься не столько абсолютный расчетный показатель, сколько его динамика. Именно поэтому, если вы собираетесь заняться подсчетами, помните, что уровень должен превышать процент по кредиту овердрафт, а также доход от зафиксированных до выплаты налогов безрисковых инвестиций.

Чтобы улучшить доходы от своих вложений вам нужно повысить рост оборачиваемости активов, а также рентабельность реализации товарной продукции.

Приемлемая степень

Как мы уже упоминали выше, этот показатель должен превышать прибыль от безрискового вложения. Что это значит? Это могут быть, например, акции строительных компаний, при этом прибыль должна быть установлена до момента выплаты всех налогов, как этого требует стандартная ставка. В противном случае большая часть вашей прибыли будет получена только путем вложения и получения процентов с ваших инвестиций.

Если процент овердрафта превышает размер доходов, прибыль не сможет компенсировать все затраты на заимствование вложения.

Как показывает практика, показатель всегда должен быть значительно выше, так как вы должны учитывать компенсацию и по задействованным управленческим ресурсам, и по всем принимаемым рискам. Допустимый показатель операционных активов должен достигать как минимум 20%.

Пример 1

Каждый год вы тратите на рекламу в известном журнале порядка $1 000. Каждый раз, когда к вам приходит новый клиент, вы спрашиваете его, откуда он о вас узнал. Отмечайте для себя те случаи, когда главным источников была реклама в журнале.

В конце года, подсчитав все данные, вы узнаете, что реклама принесла вам доход в $5 000, а значит, рентабельность ваших инвестиций в рекламу можно рассчитать так:

(Заработанные деньги/затраченные деньги) *100% = (5000/1000)*100%=500%

Это значит, за каждый доллар, который вы потратили на рекламу, вы получаете 5 долларов прибыли.

Пример 2

Вы хотите вложить свои деньги в покупку акций Сбербанка России. Ваши вложения не превышают сумму в $100. Ваши акции вырастают до $110. Как сделать расчет?

(Заработанные деньги / затраченные деньги) *100 = (110/100)*100=110%

Это значит, что на каждый доллар, который вы вложили, вы получаете прибыль в 110%, т.е. + 10 центов прибыли.

Пример 3

(Заработанные деньги / затраченные деньги) *100 = (36 000/30 000)*100=120%

Это значит, что на каждый рубль, который вы вложили, вы получаете прибыль в 120%.

Теперь вы знаете, как сделать такие расчеты самостоятельно. Это поможет узнать, были ли ваши инвестиции выгодными. Если нет, у вас есть шанс увеличить прибыль.

Источник: "moneybrain.ru"

Рентабельность инвестиций

Инвестиции представляют собой долгосрочные финансовые вложения, сделанные с целью получения прибыли в будущем. И одним из показателей их работы является рентабельность инвестиций.

Как рассчитать

Рентабельность инвестиций показывает, насколько они эффективны. Как правило, для расчета рентабельности инвестиций используется формула:

ROI = (прибыль от инвестиций - стоимость инвестиций) * 100% / Стоимость инвестиций

Для того, чтобы определить, насколько рентабельность инвестиций оправдывает их, необходимо знать себестоимость продукции, доход компании и вложения, потраченные на маркетинг (т.е. рекламу и продвижение товара). Значение, которое получится при расчете, должно быть больше нуля, тогда проект может считаться эффективным.

Индекс рентабельности инвестиций помогает ответить нам на вопрос, насколько высок уровень доходов, которые принесет наш проект. При этом этот уровень показывает на единицу вложений. Индекс рентабельности инвестиций имеет ряд преимуществ:

  1. учитывает тот факт, что реальные денежные потоки распределяются во времени;
  2. рассматривает не отдельный эффект от инвестиций, а их сумму, которая была получена на протяжении всего проекта;
  3. позволяет корректно и адекватно оценить проекты с различными масштабами (например, разный объем производства).

Коэффициент рентабельности инвестиций показывает нам, какой уровень доходности мы получаем от инвестиционных вложений. Рассчитывается коэффициент рентабельности инвестиций по формуле:

Метод рентабельности инвестиций основывается на том, что рентабельность, т.е. эффективность, исходного проекта по стоимости должна быть ниже, чем инвестированные (а значит, заемные) средства. К сумме всех затрат на единицу продукции необходимо добавить сумму процентов по кредиту.

Так что это единственный метод, который учитывает то, что по полученным для реализации проекта вложениям необходимо будет уплатить определенный процент.

Метод рентабельности инвестиций подходит для предприятий, обладающих широким ассортиментом продукции, при этом для каждого изделия необходим расчет индивидуальных переменных затрат. Подходит он и для традиционных товаров с устоявшейся ценой, и для новинок.

Вычисление

Существует несколько методов расчета рентабельности инвестиций:

  1. расчет прибыли (насколько регулярно и стабильно получение прибыли);
  2. расчет рентабельности (оценка увеличения стоимости капитала).

Для определения центра прибыли используют показатель рентабельности инвестиций, он определяется путем деления чистой прибыли на объем инвестиций. В некоторых случаях оценка рентабельности инвестиций показатель рентабельности инвестиций определяется делением чистой прибыли на сумму акционерного капитала компании.

Норма рентабельности инвестиций рассчитывается через ставку дисконтирования (коэффициент для перерасчета будущих доходов в текущую стоимость). Эта цифра в идеале должна превышать доходность нерисковых инвестиций, которая рассчитывается до налогообложения.

Проводя оценку рентабельности инвестиций, следует помнить, что финансовые вложения – это главная движущая сила бизнеса. Они должны обеспечить непрерывную деятельность предприятия, производство продукции и предоставление услуг, а также обеспечить развитие компании в будущем.

Источник: "kak-bog.ru"

Формула коэффициента рентабельности инвестиций

Рентабельность инвестиций — это один из наиважнейших показателей, определяющий и показывающий эффективность инвестиций в конкретной коммерческой организации. Рентабельность инвестиций рассчитывается как отношение всей чистой прибыли организации к вложениям (инвестициям) за один год.

Однако не все компании придерживаются данной формулы. Могут быть случаи, когда рентабельность инвестиций высчитывается несколько иными методами.

Это связано, прежде всего, с тем, что определение размера чистой прибыли и размера инвестиций в каждой организации рассчитываются по-разному и могут иметь различные количественные значения.

Такая путаница связана с разницей в определении таких понятий как доход и инвестиции. Поэтому необходимо знать различные определения этих экономических терминов. Однако, для анализа внутри компании это не столь существенно, так как определяющие значение имеет не количественный показатель рентабельности инвестиций, а динамика его изменения.

Показатели, определяющие уровень

Приемлемым уровнем рентабельности инвестиций считают:

  • когда показатель рентабельности инвестиций превышает доход от вложений с минимальным уровнем риска
  • когда показатель рентабельности инвестиций превышает процент по овердрафту. Иначе доход не покрывает издержки по заимствования вложенных средств или инвестиций.

В реальной практике показатель рентабельности инвестиций должен быть гораздо выше, так как возможны и другие незапланированные издержки в виде компенсаций, незапланированных расходов и т.п.

Основные формулы для расчета

Существует несколько трактовок такого понятия, как рентабельность инвестиций, и в связи с этим возможны некоторые различия в расчете этого показателя.

Выделим три основные формулы для расчета уровня рентабельности инвестиций:

  1. формула рентабельности инвестиций – отношение дохода до уплаты налогов и процентов к активам организации
  2. формула рентабельности инвестиций – отношение дохода до уплаты налогов и процентов к объему реализации, помноженное на отношение объемов реализации к активам компании
  3. формула рентабельности инвестиций – рентабельность реализации в процентах, помноженная на оборачиваемость активов компании.

Исходя из выше описанных формул, основой для улучшения такого показателя финансовой деятельности, как рентабельность инвестиций, является повышение уровня рентабельности реализации продукции и увеличение оборачиваемости активов.

Коэффициент рентабельности инвестиций — это финансовый показатель, дающий характеристику прибыльности инвестиций, полученных конкретной компанией. Другими словами, показатель, показывающий доходность от вложений.

Коэффициент рентабельности инвестиций = (доход + цена реализации – цена покупки)/ цена покупки * 100 процентов, где:

  • Доход – весь доход, полученный за время владения тем или иным активом
  • Цена реализации – цена, по которой данный актив был продан
  • Цена покупки – цена, по которой данный актив был куплен

Источник: "investicii-v.ru"

Коэффициент рентабельности инвестиций ROI. Расчет и анализ показателя

Коэффициент рентабельности инвестиций – ROI (return on investment) позволяет рассчитать эффективность вложений компании. Для любого бизнеса основной целью является получение экономических выгод, усиление собственных позиций на рынке, развитие. Если не вкладываться в развитие, поддержание, расширение, то компания может оказаться не конкурентоспособной, что приведет к падению прибыли.

Инвестиции – основной ресурс для достижения целей бизнеса. Но каждое инвестиционное решение должно подвергаться качественному анализу, чтобы быть успешным и приводить к прогнозируемому результату. Вопрос оценки альтернативных предложений приобретает особую значимость в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

И прежде, чем вкладывать деньги, инвесторы определяют целесообразность своих вложений, определяют ожидаемую эффективность, рентабельность инвестиций (ROI). ROI - это коэффициент возврата инвестиций, показатель рентабельности вложений.

Он отражает прибыльность проекта в процентном соотношении при значении больше 100% или убыточность при значении меньше 100%. Существует несколько формул для расчета ROI. Наиболее часто для оценки инвестиционной деятельности компании в целом в практике используется следующая формула:

ROI = (Доход - Себестоимость) / Сумма инвестиций * 100%

Для расчета показателя необходимы данные:

  • себестоимость – затраты на покупку сырья и материалов, доставку, производство, затраты на маркетинг и рекламу и т.д.
  • доход – конечная прибыль с продажи продукта или услуги.
  • Сумма инвестиций – объем вложенных денежных средств.

Отношение прибыли к сумме инвестиций показывает, во сколько раз первое больше второго. Если полученное значение меньше 100, то вложения не окупятся.

Приведенная выше формула достаточно универсальная и гибкая, поэтому ее можно использовать в оценке отдельных продуктов, направлений деятельности, бизнес-единиц.

Проводя сравнительный анализ эффективности вложений можно обоснованно менять политику развития того или иное направления деятельности, продукта. Появляется возможность более оптимального использования финансовых средств. Так, при сравнении нескольких продуктов по прибыльности лидеры в списке по прибыли в абсолютном значении не всегда дают высокую отдачу на вложенные средства.

Пример расчета

Рассмотрим на условном примере сравнение отдачи от инвестиций в развитие трех видов продуктов:

Вычисления:

  1. Продукт 1 = ((1 350 – 1012) * 9) / 2 804 = 108,5%
  2. Продукт 2 = ((1 450 – 1015) * 11) / 4 600 = 104%
  3. Продукт 3 = ((980– 755) * 8) / 1 581 = 113,9%

Результаты расчетов говорят от том, что Продукт 2 имеет самое высокое значение по маржинальной рентабельности и в абсолютном значении приносит больше прибыли, однако отдача от инвестиций в него наименьшая.

А вот Продукт 3 с самой низкой маржинальной рентабельностью показал наилучшие результаты по эффективности вложений.

Менеджеры могут скорректировать политику продвижения продуктов: увеличить объемы по Продукту 3, оптимизировать себестоимость, чтобы повысить маржинальную рентабельность.

При этом важно соблюдать баланс, чтобы активность и увеличение вложений в Продукт 3 не привели к снижению показателя ROI. Для этого важно рассчитывать его на постоянной основе и следить за динамикой, своевременно принимая управленческие решения.

Оценка доходности за период

Если к предыдущей формуле добавить период, то она позволит оценить доходность за период владения активом и насколько объем вложенных средств вырос к концу периода:

ROI = (Общие инвестиции на конец периода + Прибыль за период - Сумма инвестиции в периоде) / Сумма инвестиции в периоде * 100%

При расчете коэффициент рентабельности инвестиций конкретного проекта или объекта формула приобретает вид: ROI = (Прибыль + (Цена продажи – Цена приобретения)) / Цена приобретения * 100%

  • Прибыль – это доходы, которые получены за все время владения активом (капиталом);
  • Цена приобретения – это цена, по которой был куплен актив (капитал);
  • Цена продажи – это цена, по которой продастся актив (капитал) в конце срока владения.

ROMI для оценки рекламных компаний

В индустрии рекламы показатель рентабельности инвестиций используют для оценки отдельных рекламных кампаний. В этом случае используется упрощенный расчет, который не учитывает затраты на закуп, логистику, зарплату и прочее. В оценку включаются только затраты на рекламную кампанию.

Учитывая это, показатель корректнее называть ROMI (return on marketing investment), т.к. он оценивает эффективность маркетинговых вложений. Формула для расчета выглядит так:

  • маржинальная рентабельность или наценка;
  • бюджет рекламной кампании;
  • доход от рекламной кампании.
  1. Если значение показателя больше 100%, то это означает, что вложения в рекламу полностью окупились и принесли прибыль.
  2. Если значение равно 100%, вы заработали в два раза больше, чем вложили в рекламную кампанию.
  3. Отрицательное значение говорит об обратном – вложения в рекламу не были эффективными.

Рассчитаем на примере значение ROMI, если нам известна маржинальная рентабельность (%): маржинальная рентабельность 25%, затраты на рекламу 190 тыс. руб., доход 970 тыс. руб.

Результат: Валовая прибыль = 970 * 0,25 = 242,5 тыс. руб.
ROMI = (242,5 – 190) / 190 *100% = 27,6%

В приведенном примере вложения на рекламную кампанию полностью окупились и принесли 27,6% прибыли от затрат. Показатель ROMI имеет погрешности, т.к. не учитывает все траты бизнеса во время рекламной кампании. Но в данном случае важна динамика изменений – это объективный показатель.

Такой анализ рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц. Отслеживая окупаемость инвестиций, получаем возможность их более грамотного распределения, чтобы увеличить отдачу от вложенных средств. Отличия двух показателей ROI и ROMI в том, что ROI является наиболее общим понятием и показывает эффективность любых инвестиций.

ROI фактически является финансовым показателем, однако маркетологи взяли этот коэффициент на вооружение и стали использовать его при оценке отдельных маркетинговых кампаний, в результате чего появился более частный случай – показатель ROMI – return on marketing investment.

Анализ

Сами по себе результаты расчетов ROI не имеют особого смысла, если не делать определенных выводов и не предпринимать соответствующих действий.

Анализ ROI используют для того, чтобы повысить эффективность инвестиций, понять обоснованность вложений, соответствие целям компании. Инвестиции объективно должны способствовать увеличению прибыли.

Анализ показателя ROI позволяет делать несколько выводов:

  • В условиях ограниченности ресурсов позволяет наиболее оптимально использовать финансовые ресурсы.

    При этом могут быть две постановки задачи рационального использования инвестиций:

    1. если объем инвестиций для осуществления проекта задан, то следует стремиться получить максимально возможный эффект от их использования;
    2. если задан результат, который надо получить за счет вложения капитала, необходимо искать пути минимизации расхода инвестиционных ресурсов.
  • ROI — относительный показатель и при сравнительном анализе нескольких объектов инвестирования помогает выявить тот объект инвестирования, который принесет наибольшую отдачу от вложений. При этом в абсолютном значении показатели прибыли других проектов могут быть выше.
  • После проведения ранжирования проектов становится более очевидным какие из них требуют дальнейшего развития и продвижения, а какие следует приостановить.

Говоря о структуре ROI, следует назвать четыре категории потенциальной прибыли, которые компания может получить в результате проекта:

  1. сокращение трудоемкости (затраты на труд);
  2. снижение капитальных затрат (сокращение стоимости материалов, канцелярских принадлежностей, стоимости печати, затрат на электроэнергию и т. п.);
  3. увеличение производительности труда (обычно достигается от внедрения решений, приводящих к снижению времени вынужденного простоя системы или увеличению эффективности выполнения определенных задач);
  4. бизнес-прибыль (как правило, это увеличение реальной прибыли компании, что может быть достигнуто за счет увеличения уровня продаж, увеличения прибыли от одного покупателя и т. д.).

Часто возникает вопрос - зачем использовать четыре различные категории, чтобы просчитать возврат. Ответ прост: каждая из категорий служит для того, чтобы показать важный аспект относительных показателей доходов/расходов. Вместе они позволяют достаточно точно оценить успех проекта в целом.

Преимущества и недостатки ROI

Серьезный недостаток коэффициента рентабельности инвестиций ROI заключается в том, что он не учитывает сроки получения прибыли. Каждый раз, когда деньги вкладываются в проект, он «консервируются» до тех пор, пока он не начнет приносить прибыль.

Деньги, привлеченные в один проект, нельзя инвестировать в другой. Поэтому инвесторы должны учитывать преимущества более раннего поступления денег от инвестиций, для того, чтобы иметь ресурсы для других вложений.

Существуют так же другие недостатки данного метода:

  • в основу метода заложена бухгалтерская прибыль, которая может зависеть от различных методов учета;
  • ROI является относительной мерой и, следовательно, не учитывает объема инвестиций;
  • не учитывается продолжительность проекта;
  • игнорируется временная стоимость денег.

Однако у коэффициента рентабельности инвестиций есть и преимущества:

  1. вычисления простые и могут быть сделаны достаточно быстро.
  2. используется общеизвестная концепция измерения доходности в процентах.
  3. бухгалтерскую прибыль можно легко посчитать из финансовой отчетности.
  4. охватывает всю продолжительность проекта.
  5. менеджеры и инвесторы привыкли мыслить в терминах прибыли и поэтому данный метод для них более понятный.

Для полноценной оценки эффективности инвестиционных вложений с точки зрения собственника, инвестора, банка или государственных органов необходимо рассматривать различные составляющие проекта.

При формировании только одного набора показателей эффективности может возникнуть опасность неадекватного представления проекта с точки зрения других заинтересованных сторон.

ROI входит в систему оценки инвестиций и для получения более объективных результатов его нужно рассматривать в комплексе с такими показателями, как чистая приведенная стоимость, срок окупаемости, внутренняя норма доходности.

Источник: "fd.ru"

Универсальная формула для определения эффективности вложений

Прежде всего, скажем, что прибыльность (доходность, рентабельность и т.д., как угодно) проекта может быть выражена двумя видами показателей:

  • Первый вид – абсолютные показатели, указывающие, непосредственно, размер прибыли и в связи с этим вычисляемые в денежных единицах.
  • Второй вид – относительные показатели, использующиеся для расчета именно рентабельности проекта, исчисляемые в процентах или долях единиц.
И так как статья посвящена, в первую очередь, расчетам рентабельности проектов, то относительным показателям мы уделим большее внимание. Вообще, если говорить о рентабельности, то можно сказать, что единой трактовки данного понятия не существует. И, прежде всего это происходит из-за различных методик ее вычисления.

Так, наиболее популярными формулами расчета рентабельности являются:

  1. Отношение дохода от инвестиций без вычета налоговых платежей к процентам объема реализации, которое необходимо умножить на частное, полученное путем деления объема реализации на активы компании (проекта), в акции которой Вы вкладываетесь.
  2. Отношение суммы доходов компании и Ваших процентов (до уплаты налогов) к размеру активов компании.
  3. Показатель доходности реализации продукции компании (измеряется в процентах), умноженный на коэффициент оборачиваемости активов фирмы.

Сложно? Вовсе нет, в виде формулы эти выражения выглядят гораздо проще, и далее Вы в этом сами убедитесь.

Да, небольшая ремарка: учтите, что рассчитанную тем или иным способом рентабельность инвестиций необходимо сравнить с запланированными цифрами, показателями рентабельности прошлых лет и аналогичными проектами других компаний.

Только сравнительный анализ поможет выбрать наиболее эффективный и правильный инвестиционный проект, способный значительно приумножить вложенные в него средства.

Итак, если Вы решили проверить, насколько эффективными являются Ваши вложения, какую прибыль приносит инвестированный капитал, и соответствуют ли реалии ожиданиям, проведите тщательный анализ, в рамках которого исследователи выделяют следующие этапы:

  • Составляется финансовый анализ компании, в акции которой Вы собираетесь вкладывать деньги. Либо, если речь идет об инвестициях в валюту или другие активы (золото, нефть и т.п.), необходимо просмотреть и проанализировать динамику их стоимости, определить моменты наибольших взлетов и падений и сделать вывод о том, какие события могли к этому привести.
  • Построить прогноз дальнейшего развития компании (стоимости инвестиционного актива), хотя бы на краткосрочный период. Желательно, конечно, рассчитывать прогнозируемую величину инвестиций на весь срок, но, к сожалению, это не всегда возможно, да и очень проблематично.
  • Провести еще один расчет, на этот раз необходимо просчитать все показатели, определяющие эффективность вложения, особенно учитывая воздействие таких неблагоприятных для инвестора факторов, создающих высокую степень риска, как инфляция, возможное пресыщение рынка продукцией фирмы и, как следствие, стагнацией ее продажи и прочее.

При расчетах можете воспользоваться готовой, выведенной экспертами формулой, выглядит она следующим образом:

ROI = (Доход от вложений / Объем вкладов) * 100%

И помните, что в разных организациях, особенно крупных, есть свои критерии эффективности, которым должны соответствовать инвестиционные проекты.

Причем, подавляющее большинство инвесторов, при расчетах использует не точечные показатели (за один конкретный момент времени), а их динамику, которая дает полную картину происходящего.

И еще одно замечание: при расчетах учитывайте, что полученный в итоге уровень рентабельности инвестиций должен быть выше процентов по овердрафту и существенно больше, чем доход от безрисковых инвестиций (без вычета из него налоговых отчислений).

Это не пустые слова, так как если сумма овердрафта будет выше того, что Вы получите по истечению инвестиционного срока, то игра попросту не стоит свеч и максимум, которого Вы сможете добиться – это остаться при своих, избежав потери средств.

Практика показывает, что показатель операционных активов должен быть не менее 20-25%.

Коэффициент ROIC характеризует отдачу от инвестиций

Еще упомянем о таком важном для потенциальных инвесторов коэффициенте как ROIC (Return on Invested Capital), характеризующим отдачу от инвестиций. Он также описывает зависимость между чистой операционной прибылью компании и размером капитала, в нее инвестированного.

  1. ROIC = ((чистая прибыль + процент * (1 - ставка налогообложения) / (долгосрочные кредиты + размер собственного капитала) * 100%
  2. ROIC = (EBIT * (1 – ставка налогообложения) / (долгосрочные кредиты + размер собственного капитала))*100%. Где EBIT - Earnings Before Interest and Taxes (Прибыль до уплаты процентов и налогов).

Несколько практических примеров

Ну и напоследок, дабы закрепить теоретический материал и упростить его восприятие, приведем несколько практических примеров расчета рентабельности инвестиций.

Пример 1: Допустим, Вы занимаетесь продажей канцелярских товаров и рекламируете свою продукцию в местной газете. В сумме, за один год размещения рекламных объявлений, Вы тратите 500$.

Каждый раз, когда к Вам приходит новый клиент, интересуетесь, откуда он узнал о Вашей фирме, и, если из газеты, то сумму его покупок аккумулируете на отдельном счету.

По прошествии одного года Вы видите, что все клиенты, пришедшие к Вам благодаря объявлению, принесли в сумме 2000$ дохода. Рассчитаем эффективность инвестиций (в данном случае рекламы):

(Заработанная сумма / Затраченная сумма) * 100% = (2000 / 500) * 100% = 400%.

Можно сделать вывод о том, что за каждый доллар, потраченный на рекламу, Вы получили 4 доллара дохода.

Пример 2: Вы собираетесь вложить деньги в акции Apple и покупаете ценные бумаги на сумму 100$. Через определенный временной промежуток их стоимость возрастает до 120$. Формула, как рассчитать рентабельность:

(Заработанная сумма / Затраченная сумма) * 100% = (120 / 100) * 100% = 120%.

Так, на каждый вложенный доллар приходится 20 центов чистой прибыли.

Как видите, формулы для расчета такого важного показателя, как рентабельность, в общем-то, просты. Гораздо сложнее предсказать ее размер на перспективу, но это уже совсем другая история. А пока же, можете свободно оценивать, какой проект оказался наиболее прибыльным для Вас.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!