Сравнение социальной политики россии и швеции. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с рабочим визитом Министра иностранных дел Швеции М.Вальстрём в Россию Шведская политика в отношении российской федерации

Сравнение социальной политики россии и швеции. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с рабочим визитом Министра иностранных дел Швеции М.Вальстрём в Россию Шведская политика в отношении российской федерации

Со Швецией у России одни из худших отношений в Европе. Так говорит российский политик Константин Косачев, председатель комитета Совета Федерации по международным делам. Он считает, что причина — недопонимание и то, что «шведские журналисты пишут о России наихудшим возможным образом».

Со времен холодной войны отношения Швеции и Кремля никогда не были так плохи, как сейчас. Само собой, причина в российском захвате Крыма и в украинской войне. Все контакты между шведским и русским правительствами заморожены. Российский политик и бывший дипломат Константин Косачев сожалеет об этом, о чем сообщает на хорошем шведском. Детали — чуть позже.

«У нас трудности в отношениях со многими странами, но если проблемы аналогичны, то способы их решения совершенно разные. С большинством европейских стран у нас хороший диалог, за исключением Швеции, Великобритании и Польши. Швеция — одно из крайне малого числа европейских государств, которые решили заморозить контакты. Это было решение Швеции, и я считаю его ошибкой. Мы ничего не можем с этим поделать, но мы всегда готовы возобновить диалог».

Контекст

Не верьте слухам: Швеция не собирается в НАТО

Aftonbladet 13.04.2016

Швеция: арабский язык подвинет финский

The Washington Post 11.04.2016

Швеция перестает импортировать время

Dagens Nyheter 02.04.2016 На вопрос, от чего это, по его мнению, зависит, Косачев отвечает, что от незнания. «Шведские политики недостаточно информированы о том, что случилось на Украине, и о том, что происходит в российской внутренней и внешней политике». Сейчас «модно писать наихудшее о России», поэтому картина, совершенно не соответствующая реальности, уже начинает влиять на общественное мнение и, соответственно, на политиков, говорит Косачев.

«Политики реагируют, но не на реальность, не на Россию саму по себе, а на ту картину, которая существует в СМИ. Но она искусственно создана».

Несмотря на эти горькие слова, сам Косачев тепло относится к Швеции. Его родители были сотрудниками российского посольства в Стокгольме, и он, по собственным словам, практически рожден в Швеции.

«Тогда советские граждане не могли рожать за границей. Не из-за идеологии, а по финансовым причинам. У нас же не было социального страхования, так что это оказалось бы очень дорого, если бы что-то пошло не так».

Поэтому его родители вернулись домой в Москву перед родами и потом отправились назад в Швецию, когда Константину исполнилось две недели. Первые семь лет жизни он провел в Швеции. Позже, поступив в университет в России, он пожелал изучать шведский язык.

«У меня всегда была такая мечта — вернуться в Швецию к воспоминаниям моего детства, к моим, так сказать, корням».

Он выучил шведский и постепенно не просто стал дипломатом, как отец, но и попал в Швецию.

«Забавно, что нам с женой удалось сделать то, что не смогли сделать мои родители. Наш сын родился в Южной больнице Стокгольма в 1991 году».

В Швеции он проработал восемь лет, что объясняет его хороший шведский язык. Несмотря на то, что парламентские контакты между нашими странами заморожены, я встречаю его выходящим из риксдага.

«У меня здесь много друзей, некоторые в риксдаге».

Помимо прочих, он виделся со спикером Урбаном Алином (Urban Ahlin), секретарем кабинета министров Анникой Сёдер (Annika Söder) и многими представителями различных комитетов, в том числе обороны и внешней политики.

Конечно, его представление о Крыме, Украине и повышенных мерах безопасности на Балтике отличаются от шведских. Все это для него — игра геополитических интересов, в которой США расширили свои сферы и окружили Россию странами НАТО.

«Альянс НАТО был необходим, чтобы обеспечить баланс сил в холодную войну. Но второй блок распался, а НАТО продолжил существовать. Он хочет стать еще сильнее и получить военное преимущество. Это нарушает баланс».

Несмотря на свою критику НАТО, Косачев не хочет комментировать шведские дебаты о вероятном членстве в альянсе.

«Мы уважаем шведский суверенитет, и Швеция имеет право самостоятельно определять свою политику безопасности. Но у нас свое мнение о том, как следует обеспечивать безопасность в Европе и во всем мире. Мы не считаем, что НАТО — подходящий ответ на те вызовы и угрозы, что встали перед всеми нами в форме терроризма, контрабанды наркотиков, потоков беженцев и мигрантов».

Что касается роста напряжения, он комментирует привлекший всеобщее внимание инцидент, когда российские самолеты на прошлой неделе пролетели на опасно близком расстоянии от американского эсминца «Дональд Кук».

«Что американские военные корабли вообще делают в Балтийском море? Это судно, о котором мы говорим, имело на борту ракеты с радиусом действия 2,5 тысячи километров. 2,5 тысячи! И этот корабль прошел в семи милях от берегов России, военных баз Калининграда. Россия всего лишь отреагировала. Это была ответная реакция, а не просто действие. Россия принимает меры, чтобы обеспечить свою национальную безопасность».

По вопросу о будущем он говорит, что статус Крыма — не предмет для дискуссий. Этот вопрос уже решен.

«Нам следует обсудить, как в будущем избегать таких ситуаций. Пора начать говорить об этом. Нужны коллективные решения проблем в сфере европейской и мировой безопасности».

Политик и дипломат

Константин Косачев, год рождения 1962, — сенатор в Совете Федерации, верхней палате российской Думы. На него указывают как на вероятного преемника министра иностранных дел Сергея Лаврова. Входит в список лиц, к которым Украина применила санкции.

Косачев — член партии «Единая Россия». Прежде чем заняться политикой, он был дипломатом и, в частности, провел восемь лет в Швеции. Также был советником по внешней политике премьер-министра Евгения Примакова.

Напряженность в отношениях Швеции и России возникла, когда Россия захватила Крым 18 марта 2014 года, чем нарушила международное право, а также с началом войны на Украине. Европейский Союз поэтапно ввел санкции против России вследствие украинского кризиса. В двухлетнюю годовщину аннексии Крыма министр иностранных дел Швеции Маргот Валльстрём (Margot Wallström) заявила, что санкции сохранятся на весь период аннексии.

Реалии вынуждают Стокгольм быть прагматичным

В ходе состоявшегося недавно совещания глав правительств североевропейских стран премьер-министр Швеции Стиефан Левен заявил, что «нужно искать разные возможности для диалога с Россией, чтобы уменьшить напряженность в регионе». Означает ли это, что политический климат в Швеции и даже в Скандинавии начинает меняться? Причем, в контексте продолжающихся попыток втянуть Швецию в НАТО, а в перспективе - и Финляндию?

Увы, сегодня очевидных предпосылок к тому, чтобы ответить на эти вопросы положительно, вряд ли удастся найти. Но с большой долей вероятности можно предположить, что все-таки прорабатываются варианты изменения наших взаимоотношений к лучшему.

Так, по словам шведского премьера, целесообразно выстраивать диалог не только между Евросоюзом и РФ, но и между североевропейскими странами и Россией.

При этом он отметил «… востребованность диалога в разных форматах». И подчеркнул тот момент, что «президент Финляндии встречается с российским коллегой, и это, конечно, тоже важный форум».

Левен также уточнил, что «мы стремимся к хорошему диалогу с президентом России: это крайне необходимо. Россия является нашим соседом, и мы должны рассматривать меры по уменьшению напряженности в регионе и увеличению безопасности граждан». Такая позиция Стокгольма была озвучена, повторим, в ходе встречи премьер-министров североевропейских стран на Аландских островах (Финляндия), находящихся, кстати, на полпути между Россией и Швецией.

Ранее, в августе, шведский премьер, отмечал его финляндский коллега Юха Сипиля, «сказал мне, что Швеция поддерживает политику Финляндии в отношении России».

Заметим в этой связи, что политический диалог и экономическое сотрудничество Финляндии и России традиционно наиболее активны в сравнении с взаимоотношениями РФ с другими странами региона.

Реалистичные тенденции в отношении России проявляются и в Швеции, скажем, в торговой сфере. Шведский бизнес вообще не склонен прекращать взаимовыгодную торговлю с Россией, несмотря на предписанные извне антироссийские санкции.

Так, по данным Федеральной таможенной службы РФ, во 2-м квартале 2016 г. стоимость товарооборота России со Швецией сократилась на 18% в сравнении тем же периодом 2015 г. В то же время сокращение этого показателя с другими странами Запада превысило 25%. Особенно важно, что стоимость шведского экспорта в РФ – а это в основном высокотехнологичное оборудование и комплектующие различного профиля - осталась почти на прежнем уровне. То есть она сократилась, конечно, но на символические 0,65% (в сравнении с тем же кварталом 2015 г.). Одновременно стоимость экспорта из других стран Запада в РФ уменьшилась минимум на 15%. Швеция, следовательно, заняла первое место среди западных стран по экспорту в Россию.

Явно реалии политико-экономической географии вынуждают Стокгольм и Хельсинки быть прагматичными. Особенно с учетом того обстоятельства, что шведский остров Готланд находится недалеко от территориальных вод РФ, а остров Готска-Сандё расположен к ним ещё ближе. А сам Стокгольм - непосредственно на балтийском побережье.

И совсем нетрудно представить себе возможные последствия для Швеции от превращения ее в балтийскую «передовую линию НАТО»... Это, похоже, начинают понимать и шведские политики.

К тому же в истории наших взаимоотношений есть и положительный опыт. Не стоит, прежде всего, забывать о плодотворном советско-финляндском и советско-шведском противодействии наступлению НАТО на Балтийский регион в 1950-х - середине 1980-х. СССР был одним из важнейших торговых партнеров Швеции и Финляндии после 1945-го, а некоторые шведские СМИ и поныне вспоминают, что в годы Второй мировой войны именно советское сопротивление германской агрессии не позволило ей распространиться на нейтральную Швецию.

Возродятся ли упомянутые тенденции, обретут ли второе дыхание - вопрос стратегической важности для всего североевропейского региона и, разумеется, для России - тоже.

Специально для «Столетия»



2004-06-01T12:59+0400

2008-06-06T10:24+0400

https://сайт/20040601/602331.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

Посол Швеции в Москве отмечает близость позиций России и Швеции в отношении военных действий в Ираке

МОСКВА, 1 июн - РИА "Новости". Россия и Швеция имеют схожие позиции в отношении военных действий в Ираке. Об этом заявил во вторник посол Швеции в Москве Свен Хирдман, представляя новую стратегию шведской политики в отношении Российской Федерации. "Мы полностью разделяем все формулировки, высказанные главой МИД РФ Сергеем Лавровым по поводу ситуации в Ираке", - подчеркнул Хирдман. Он отметил, что в настоящее время задача международного сообщества - помочь Ираку в восстановлении, а не "обвинять друг друга в прошлых ошибках". "Необходимо определить роль нового правительства в Ираке и того, кто будет принимать решения о военных операциях. В этом отношении нет разницы между нашими странами", - сказал посол. По его словам, позиции двух стран по большинству международных проблем, в частности ближневосточной и иракской, а также проблеме нераспространения, практически совпадают. В то же время Хирдман еще раз подчеркнул, что политика шведского нейтралитета, которой в этом году исполняется...

МОСКВА, 1 июн - РИА "Новости". Россия и Швеция имеют схожие позиции в отношении военных действий в Ираке. Об этом заявил во вторник посол Швеции в Москве Свен Хирдман, представляя новую стратегию шведской политики в отношении Российской Федерации.

"Мы полностью разделяем все формулировки, высказанные главой МИД РФ Сергеем Лавровым по поводу ситуации в Ираке", - подчеркнул Хирдман.

Он отметил, что в настоящее время задача международного сообщества - помочь Ираку в восстановлении, а не "обвинять друг друга в прошлых ошибках".

"Необходимо определить роль нового правительства в Ираке и того, кто будет принимать решения о военных операциях. В этом отношении нет разницы между нашими странами", - сказал посол.

По его словам, позиции двух стран по большинству международных проблем, в частности ближневосточной и иракской, а также проблеме нераспространения, практически совпадают.

В то же время Хирдман еще раз подчеркнул, что политика шведского нейтралитета, которой в этом году исполняется 190 лет, не изменилась.

"У Швеции нет никаких планов входить в НАТО. Шведский парламент и народ очень ценят самостоятельность такой политики, - сказал посол. - У нас есть прямые контакты со странами альянса, но Швеция не собирается и не стремится вступать в эту организацию".

ОБЪЕДИНЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВ ШВЕЦИИ Министерство иностранных дел Швеции Стратегия шведской политики в отношении Российской Федерации Исходные положения Европейская безопасность. Развитие Российской Федерации и развитие отношений Швеции и ЕС с Российской Федерацией - важный фактор будущей стабильности и безопасности в Европе. Швеция и ЕС сами глубоко заинтересованы в укреплении связей и модернизации Российской Федерации. . Расширение ЕС к востоку, естественно, еще более повысит интерес Союза и Швеции к Российской Федерации. Цель - дальнейшая интеграция Российской Федерации в общеевропейское сотрудничество. Обмен должен быть взаимовыгодным и основываться на реальных достижениях. . Традиционно приоритетная роль, отдаваемая России в шведской внешней политике, давнее сотрудничество и географическое соседство - вот составляющие шведского опыта, который следует учесть при формировании политики ЕС в отношении России. Экономическое развитие. Модернизация России и раскрытие потенциала российской экономики повысят привлекательность российского рынка для шведских предприятий и способны положительно повлиять на состояние шведской экономики. . Швеция заинтересована в развитии российской экономики и в том, чтобы в перспективе Россия смогла экспортировать более совершенные товары. Государство с сильной экономикой, предлагающее разнообразные и передовые товары, с намного большим удельным весом малых и средних предприятий - более надежный и привлекательный торговый партнер, нежели государство с преобладающей сырьевой экономикой. План действий План действий рассчитан на выполнение в краткосрочной и среднесрочной перспективе. План будет корректироваться по мере необходимости. Политика безопасности. В целом, Швеция стремится, как двусторонне, так и во взаимодействии с другими странами, развивать связи и углублять сотрудничество с Россией и российскими компетентными органами, направленное на устранение существующих угроз в области безопасности и, по мере возможностей, предотвращение возникновения новых угроз. Приоритет отдается прямым контактам между компетентными органами, установлению контактных пунктов и других форм прямого, оперативного взаимодействия. . Благодаря распространению деятельности, направленной на поддержание мер безопасности, на восток, в том числе на Россию, укрепится двустороннее сотрудничество Швеции по вопросам политики безопасности. Сотрудничество должно основываться на широком понимании безопасности и охватывать такие сферы, как охрана границ, предоставление убежища, спасательные операции, защита демократии, в т. ч. миротворческие операции, ядерная, биологическая и химическая защита, а также установление контактов и доверительных отношений. Экология. Следует поощрять усилия, направленные на повышение экологического сознания в российском обществе и более бережное отношение к окружающей среде. Задача Швеции - более четко обозначать экологические вопросы в сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией. . Швеция добивается скорейшего признания Балтийского моря "Особо Чувствительной Морской Зоной" (ОЧМЗ). Россия не присоединилась к заявке, поданной странами региона Балтийского моря в Международную морскую организацию ООН. По этой причине необходимо использовать другие возможности сотрудничества с Россией в области охраны морской среды. . Вопрос ратификации Россией Киотского протокола будет решаться как в рамках ЕС, так и в двусторонних отношениях. Швеция направит дополнительные силы на разъяснение пользы от присоединения к протоколу. . Швеция должна стремиться к расширению сотрудничества с Россией в области ядерной безопасности в рамках двусторонних и многосторонних программ, - такая возможность появилась благодаря подписанию соглашения "Многосторонняя программа по защите окружающей среды в области ядерной энергетики России (MNEPR) в мае 2003 года. Инфекционные заболевания. В рамках сотрудничества в области развития с Российской Федерацией Швеция будет, по-прежнему, поддерживать борьбу с инфекционными заболеваниями. При содействии Всемирного банка ведется работа по профилактике ВИЧ/СПИДа и туберкулеза. В поддержку социальноустойчивых экономических преобразований входит развитие инфраструктуры первичной медицинской помощи и учреждение центров приема молодежи. Борьба с организованной преступностью. Швеция будет и в дальнейшем участвовать в успешной деятельности Рабочей группы по борьбе с организованной преступностью (Task Force) в регионе Балтийского моря и развивать сотрудничество в этом регионе. Общие экономические вопросы. Швеция должна, в двустороннем и многостороннем планах, содействовать макроэкономической стабильности и экономическому росту в Российской Федерации. Важно ускорить проведение структурных реформ в сферах, стержневых с точки зрения долгосрочного экономического развития. . За счет технического сотрудничества Швеция и ЕС будут способствовать модернизации российской экономики и максимально возможному ее приведению в соответствие с европейскими и международными стандартами. . В рамках "Европейской политики добрососедства" (European Neighbourhood Policy) Швеция должна стремиться к созданию новых рыночных связей между ЕС и Россией, чтобы в долгосрочной перспективе создать зону свободной торговли, куда войдут все страны, граничащие с ЕС. . Швеция должна содействовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации с целью обеспечения роста российской экономики и улучшения возможностей для деловой деятельности шведских предприятий. Посредством активного обсуждения с международными финансовыми организациями их политики Швеция должна способствовать созданию крепких финансовых институтов и борьбе с коррупцией. Торговая политика. Швеция должна, как и прежде, активно выступать за принятие России в ВТО и оказывать конкретную помощь, направленную на приведение российского законодательства в соответствие с нормативной базой ВТО. . Швеция должна выступать за улучшение условий торговли и поощрять деятельность шведских предприятий в России, в том числе, малых и средних предприятий, которые часто не имеют достаточных средств, например, на юридическую помощь при оформлении предприятия. Развитие торговли. Дальнейшая работа будет направлена на распространение информации о российском рынке и поиск перспективных инвестиционных проектов. Шведские промышленники, по-прежнему, имеют ограниченное представление о России. . Богатый потенциал для шведских предприятий представляет российский рынок ИТ и телекоммуникаций. Дальнейшая информатизация - важный инструмент развития по существу всех общественных сфер в России. В общих интересах России и Швеции продолжать сотрудничество по этому вопросу. . Швеция должна активно улучшать возможности для общения между людьми. Большим потенциалом обладает российский рынок туризма. Калининград. Швеция усилила свое присутствие в области, открыв здесь генеральное консульство, и тем самым создала более благоприятные условия для поддержки социально-экономического и экологического развития, а, в дальнейшем, также для улучшения торговли, интеграции и обмена с близлежащими странами. . Швеция должна и в дальнейшем привлекать внимание ЕС к Калининграду и заручаться поддержкой Москвы для экономического и социального сотрудничества в этом регионе. Возможности, открывшиеся в связи с расширением ЕС, нужно использовать для развития Калининградской области. Миграция. Необходимо продолжать и расширять шведско-российское двустороннее сотрудничество по вопросам миграции, способствуя установлению в России работающего миграционного порядка и сокращению потока необоснованных заявлений о предоставлении убежища. . Швеция должна выступать за облегчение режима перемещения между Россией и шенгенскими странами. Улучшение возможностей для личных контактов имеет большое значение для интеграции Швеции/ЕС и России. Упрощение визового режима предполагает выполнение необходимых условий и должно основываться на принятии взаимных обязательств. Чечня. Швеция должна стремиться - в двусторонних отношениях, в рамках ЕС и на международных форумах - привлекать Россию к более конструктивному и конкретному обсуждению положения в Чечне. Политика в отношении Чечни должна быть более нацеленной на результат. . В дальнейших отношениях с Россией необходимо учитывать тот факт, что чеченский конфликт имеет также международные последствия и тем самым создает угрозу международной безопасности. Права человека и общественное развитие. В целях лучшего соблюдения прав человека и правовых принципов в российском обществе Швеция должна активнее привлекать Российскую Федерацию к обсуждению, идущему в рамках международных организаций: Совета Европы, ОБСЕ и ООН. . Следует оказывать содействие свободным средствам массовой информации, в частности, повышать уровень образования журналистов. Свободная и независимая работа прессы - важный залог утверждения российской демократии. Культурный и научный обмен. Необходимо поощрять двусторонний культурный и научный обмен. Будет рассмотрен вопрос о выделении отдельных средств на презентацию шведской культуры и других областей ее жизни в России, в частности, на проведение Года Швеции. . Учреждение Шведского культурно-информационного центра в СанктПетербурге поможет укрепить имидж Швеции в России. . Необходимо повысить уровень знаний о российской жизни в шведских ВУЗах и заинтересованных учреждениях. Швеция должна расширять преподавание шведского языка за рубежом и учебный обмен не только между студентами, но и между представителями различных профессий. Один из способов достичь этого - увеличение количества стипендий по программе Висбю, предназначенных для России, и расширение группы, из которой набираются стипендиаты. Многостороннее сотрудничество. Помимо диалога между ЕС и Россией, необходимо расширить двусторонние консультации и обмен мнениями с Россией по многосторонним вопросам, которые имеют первоочередное значение для Швеции (с течением времени они будут меняться). В частности, Швеция будет стремиться к усилению взаимодействия в рамках ООН по вопросам разоружения. Сотрудничество в области развития. До принятия новой шведской стратегии в отношении Российской Федерации, намеченного на 1 января 2005 года, будут тщательно проанализированы новые предпосылки для сотрудничества, которые появятся в результате разработки новой коллективной стратегии ЕС в отношении Российской Федерацией и выполнения совместной цели, предусматривающей развитие сотрудничества в области экономики, правовой и правоохранительной деятельности, внешней безопасности, науки и культуры. Региональное сотрудничество. Региональное сотрудничество должно в большей мере способствовать выполнению приоритетных задач шведской политики в отношении России. Россия участвует в работе Совета государств региона Балтийского моря, Совета Баренцева Евро-Арктического региона и Арктического совета на равных условиях с остальными государствами и, таким образом, имеет возможность влиять на выборный процесс и принятие решений по конкретным вопросам. . Швеция должна стремиться к усилению чувства причастности России также в тех вопросах, которым шведская сторона отдает приоритет в плане действий по инициативе "Северное Измерение", выполняемой в рамках ЕС. . Швеция будет выступать за углубление и расширение сотрудничества Северных стран с Российской Федерацией, в частности, в области культуры и научных исследований. Трансграничное сотрудничество. Насущная задача, входящая в приоритеты шведской политики - установить более тесное, равное и реальное сотрудничество между приграничными областями ЕС и России (а также других государств, прилегающих к новым границам ЕС). Трансграничное сотрудничество и выравнивание уровня жизни в соседних регионах - важное условие благоприятного развития отношений России с ее соседями.

Президент РФ Дмитрий Медведев прибыл с визитом в председательствующую в Евросоюзе Швецию, где сегодня пройдёт саммит Россия-ЕС. Параллельно состоятся российско-шведские переговоры.

Этим событиям предшествовал неформальный ужин накануне, который дал в честь российского гостя премьер Фредрик Рейнфельдт.

В последние годы отношения Швеции с Россией складывались трудно. Настолько, что проведение нынешнего саммита Россия-ЕС было под угрозой. Ухудшение отношений началось с 2006 г., когда к власти пришло правоцентристское правительство Рейнфельдта, где пост главы МИДа занял известный критикой России бывший премьер Карл Бильдт.

Иметь недоброжелателя в лице Швеции неприятно. Это богатая и авторитетная страна, обладающая одной из самых высокотехнологичных экономик и едва ли не высочайшим в мире уровнем социальной защиты населения.

Шведы – один из ключевых игроков в Северной Европе, их компании фактически контролируют большую часть экономик стран Прибалтики. Кроме того, Швеция входит в десятку крупнейших в мире производителей оружия.

Особенно ярко антипатия шведского руководства к России проявилась во время прошлогодней войны на Кавказе. Бильдт одним из первых в мире заговорил о "российской агрессии".

Швеция вместе с Великобританией, Польшей и странами Прибалтики в знак несогласия с действиями РФ в Южной Осетии призвала заморозить отношения между Россией и ЕС и ввести против нас санкции (другие страны ЕС это не поддержали).

В нынешнем году Стокгольм также стоял у истоков программы ЕС "Восточное партнёрство". Она предполагает развитие особых отношений и экономическую помощь Европы таким странам, как Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия. В России многие усматривают в этом попытку создать вокруг нашей страны санитарный кордон.

Помимо прочего, шведы долго отказывались дать добро на прокладку газопровода "Северный поток" в своей экономической зоне. (Обойти воды, прилегающие к шведскому острову Готланд, невозможно).

Неидеальные отношения России и Швеции поправил "Северный поток"?

Северяне ссылались то на вред экологии, то на опасность лежащих на дне Балтики снарядов 300-летней давности.

Доходило до нелепостей. По мнению некоторых шведских экспертов, Россия могла бы использовать газопровод в шпионских целях – для слежки за шведскими военными объектами.

Наконец, Швеция недовольна тем, что РФ несколько лет назад решила повысить вывозные пошлины на лес-кругляк. Она даже грозила заблокировать вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). (О существовании этой проблемы МИД Швеции напомнил 17 ноября – за несколько часов до открытия встречи Россия-ЕС).

К июлю 2009 г., когда Швеция стала страной-председателем ЕС, её отношения с Россией оказались столь удручающими, что появились сообщения об отмене встречи Россия-ЕС в Стокгольме.

Позже, в октябре, помощник президента РФ Сергей Приходько сообщил, что Дмитрий Медведев сомневался в эффективности проведения мероприятия в Швеции ввиду высказываний и действий шведских политиков в отношении РФ.

Но 5 ноября произошло событие, радикально повлиявшее на улучшение наших отношений. Швециясогласилась на строительство "Северного потока". Таким образом, причина, препятствовавшая проведению в Стокгольме саммита Россия-ЕС, отпала.

В Москве оценили шаг, сделанный шведами. "Мы отмечаем проявленный руководством Швеции прагматизм и настойчивость, который, как мы надеемся, позволит эффективно провести как двустороннюю встречу, так и сам саммит Россия-ЕС", - сказал 17 ноября Приходько.

Своим видением российско-шведских отношений с "Правдой.Ру" поделилась ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН Наталия Антюшина.

Отношения между Россией и Швецией в последние годы далеки от идеала. Впрочем, России приходилось выслушивать критику и от представителей других скандинавских стран.

Но Финляндия и Норвегия куда больше ориентированы на экономические связи с Россией, чем Швеция. И потому их власти не могли позволить себе столь же резкие высказывания, как шведские.

Неидеальные отношения России и Швеции поправил "Северный поток"?

Россия не слишком интересна Швеции как торговый партнёр. РФ поставляет на Запад в основном энергоносители, а Швеция покрывает свои энергетические потребности преимущественно за счёт поставок из Норвегии, последовательно вытесняя углеводороды другими источниками энергии.

В итоге на Россию приходится четыре процента шведского импорта и два процента экспорта. В то же время, несмотря на политические трудности, товарооборот между двумя странами в период с 2000 по 2008 гг. вырос в пять раз.

В Швеции была разработана Стратегия развития сотрудничества с Россией на 2005 – 2008 гг. В рамках проекта страна потратила около 150 млн евро. Более половины этих средств были потрачено на улучшение экологической обстановки в России, остальные – на проведение экономических реформ и углубление демократии.

Немало проблем накопилось в политике. Например, в случае обострения отношений России с одной из прибалтийских республик или Польшей Швеция всегда принимала сторону наших оппонентов.

Так было с переносом "Бронзового солдата" в Таллине в 2007 г. или двумя годами ранее с запретом на импорт польского мяса, не соответствующего российским стандартам.

Швеция вместе с Польшей инициировала в ЕС программу "Восточное партнерство". Она включает в себя четыре направления действий: переговоры о заключении соглашения о свободной торговле, предоставление финансовой помощи, обеспечение энергетической безопасности и облегчение визового режима.

В мае этого года Россия тоже получила приглашение на участие. Но это было сделано уже после того, как программа была согласована ЕС со странами Закавказья, Молдавией, Украиной и Белоруссией, так что приглашение носило формальный характер. И подозрения в антироссийском характере этой программы вполне могли возникнуть.

Но недавно Швеция вслед за Данией и одновременно с Финляндией дала свое разрешение на строительство газопровода "Северный поток" в своей экономической зоне. Это был приятный сюрприз. Еще и потому, что Швеция, по утверждению местных экспертов, не заинтересована в поставках газа из России.

А саммит Россия-ЕС, проводимый в Стокгольме, должен поспособствовать своего рода "перезагрузке" в наших взаимоотношениях.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!